СНГ почти мертво
Четверть века назад окончательно рухнул Советский Союз, а созданное Содружество продемонстрировало полную неспособность предотвратить российскую агрессию в Крыму и на Донбассе21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече президентов Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и председателя Верховного Совета Республики Беларусь была подписана Алма-Атинская Декларация. Главы 10 государств заявили о своей приверженности СНГ и подтвердили, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Было также заявлено, что «взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».
Тогда отношения друг с другом бывших союзных республик, ставших новыми независимыми государствами, виделись в довольно радужном свете. Все они только что покончили с «диктатом союзного центра». Неслучайно через четыре дня после Алма-Атинской встречи Михаил Горбачев ушел в отставку с поста первого и последнего президента СССР. После чего Россия объявила себя правопреемницей Советского Союза. И с самого начала выявились как разная роль, так и разные цели различных республик в составе СНГ.
Россия, унаследовавшая советскую государственность и советский ракетно-ядерный арсенал, не нуждалась в международном признании. Она его получила автоматически — попробуй не признай страну, обладающую вторым в мире арсеналом термоядерных боеголовок. Также иной, чем для всех членов СНГ, кроме России, была ситуация для стран Балтии. В межвоенный период они имели свою международно признанную государственность, ликвидированную советской оккупацией в 1940 году. При этом легитимность оккупации и включения Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР многие страны мира так и не признали. Поэтому Вильнюс, Рига и Таллинн предпочли не иметь ничего общего с юридическими процессами распада Советского Союза, а пошли по пути восстановления своей прежней государственности 1918—1940 годов. В этом они получили широкую международную поддержку, закономерно увенчавшуюся вступлением Литвы, Латвии и Эстонии в Евросоюз и НАТО.
По тому же пути пыталась пойти и Грузия при Звиаде Гамсахурдия. Тогда Тбилиси отказался участвовать в создании СНГ, и было заявлено о восстановлении грузинской демократической государственности 1918—1921 годов, ликвидированной вторжением Красной Армии в начале 1921 года. Однако тогдашняя грузинская независимость не получила широкого международного признания, и страны Антанты в конечном счете отказались защищать ее против советской агрессии. Как известно, Гамсахурдия был свергнут, если не при прямой поддержки, то с явного одобрения Москвы. Пришедший к власти бывший многолетний глава компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе в конце 1993 года сделал Грузию членом Содружества независимых государств, чего Россия добивалась два года. Вышла Грузия из СНГ только после российской агрессии в августе 2008 года.
То, что Россия так стремилась заполучить Грузию в состав СНГ, говорит о том, что для Москвы Содружество играет гораздо большую роль, чем для остальных ее членов. Я прекрасно помню, как еще в конце 1991 года, после распада СССР, в окружении Бориса Ельцина были распространены такие настроения по отношению к другим союзным республикам, не исключая прибалтийских: «Ничего, сейчас разбежались, а скоро сами добровольно прибегут под высокую российскую руку!». Москва не скрывала, что собирается доминировать в СНГ, и старалась усиливать наднациональные функции Содружества. Правда, не слишком в этом преуспела, и выдвинула со временем новые концепции более тесной политической и экономической интеграции — Евразийского союза и Таможенного союза.
Для остальных членов СНГ на ранних стадиях своего существования было средством утвердить собственную государственность, добиться ее международного признания, выстроить экономические и политические отношения с Россией и другими бывшими союзными республиками. Государственности, которую можно было бы восстанавливать, у них фактически не было. Среднеазиатские республики, равно как и Молдова, в существующих границах вообще были созданы лишь в советский период. А Украинская и Белорусская Народные Республики, возникшие после крушения Российской империи, существовали лишь короткое время и почти никогда не контролировали всю территорию своих стран. Армянская и Азербайджанская республики, как и Грузинская республика, в 1918—1920 годах реально контролировали основную часть соответствующих стран, но не имели широкого международного признания и были сокрушены Красной Армией при поддержке кемалистской Турции.
Прежде всего встал вопрос о ядерном и термоядерном оружии, которое, кроме России, хранилось также в Казахстане, Украине и Беларуси. Казахстан добровольно отказался от своего ядерного арсенала, а Украина и Беларусь за отказ от ядерного оружия в декабре 1994 года получили гарантии территориальной целостности и безопасности в рамках Будапештских меморандумов, подписанных также Россией, США и Британией. Как показал печальный опыт Украины, цена этих меморандумов была не больше цены бумаги, на которых они были написаны, особенно если агрессором является одна из стран-подписантов, а у двух других отсутствует политическая воля противостоять ей вооруженным путем.
Сегодня СНГ политически мертво, что продемонстрировала его полная неспособность предотвратить российскую агрессию в Крыму и на Донбассе. Экономические перспективы его столь же туманны, поскольку Россия теперь делает упор на более тесную экономическую интеграцию в рамках Таможенного союза. Членство Украины в СНГ фактически заморожено. Киев, как и Ашхабад, так и не ратифицировал Устав СНГ, а после российской аннексии Крыма отозвал из исполкома Содружества своего представителя. Недавно, 9 ноября, в Раду представителями правящей коалиции представлен очередной законопроект о выходе Украины из органов СНГ. Однако это скорее пиар-акция, чем реальное намерение. Полный выход из СНГ будет невыгоден Украине до тех пор, пока она не заключит с остальными членами СНГ, исключая России, соглашения о свободной торговле. С выходом Украины на нее перестанет распространяться зона свободной торговли СНГ. Поэтому спешить с окончательным разрывом пока что не стоит, тем более, что политически СНГ себя уже исчерпало, и членство в нем дополнительных угроз для Украины не создает.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва