Спасение Савченко: почему же «верхи не могут»?
Создается впечатление, что власти Украины преимущественно на словах озабочены судьбой украинской летчицы
Похоже, я не понимаю чего-то очень существенного в украинской политике. Вот и сейчас: из уст отечественных чиновников звучат призывы к Надежде Савченко прекратить «сухую» голодовку и не идти на другие радикально-необратимые шаги, которые будут угрожать уже не ее здоровью (оно и так подорвано за время незаконного заключения), а жизни. В то же время адвокат Надежды Илья Новиков отмечает, что она не примет просьбу прекратить голодовку; у нее, по его словам, «есть запасной план», чтобы не допустить насильственного кормления себя. «Я не знаю, набросится ли она на охранников или сделает что-то еще столь же отчаянное. С первых дней в СИЗО, с июля 2014 года, она числится на спецучете как склонная к побегу, нападению и суициду. Не то чтобы она уже тогда давала к этому основания, но все, что называется, честно предупреждены, - подчеркнул адвокат. - Все волнения, колебания и уговоры по поводу ее голодовки и возможных последствий - уже пройденный для нас этап, она все равно сделает по-своему».
Что ж, адвокат честно написал о реальном положении дел - мол, Савченко приняла свое отчаянное решение, вы все - и российские, и украинские, и европейские политики - предупреждены о нем. И понимаете, какими могут стать последствия того, что происходит на ваших глазах...
Что ж, Надежда Савченко доказала, что у нее несгибаемый характер. В отличие от значительного числа отечественных и европейских чиновников и депутатов. В отличие от «паркетных» генералов и неистовых демагогов из Верховной Рады. Именно такой человек нужен сегодня живым и хотя бы относительно здоровым - не только родным, но и всей Украине, да и Европе, честно говоря, тоже.
А вот Путину и большинству российского общества, которое молится на своего «верховного стерха», нужна мертвая Надежда Савченко. И олигархам Украины, думаю, тоже. Ведь как неподкупный и умный депутат Верховной Рады она бы могла стать серьезной угрозой их господству, своеобразным «центром кристаллизации» всех здоровых сил Украины - а это, убежден, подавляющее большинство украинского общества (хотя и меньшинство так называемых «верхов»...).
Так вот, как старший сержант запаса и эксперт по военно-политической истории я не понимаю, почему в эти дни, когда решается вопрос жизни Надежды Савченко, не слышно тех, кого должно было бы быть слышно. Да, уговоров она не послушает. Но Савченко - боевой офицер. Она должна выполнять приказ. Есть Верховный главнокомандующий, есть министр обороны, есть командир ее части. Где все они в эти дни? Почему не прозвучал приказ прекратить «сухую» голодовку? Это не будет означать капитуляцию – это будет означать отступление по приказу на запасную линию обороны, которой может стать «нормальное» голодание. Потому что от смерти Надежды Савченко выиграют только Путин, российские шовинисты и отечественные негодяи.
Ну а как специалист-политолог я не понимаю другого аспекта дела. Да, председатель Верховной Рады Владимир Гройсман выступил с просьбой к Савченко прекратить голодовку. Он - по должности – действительно может только уговаривать. Но ведь народный депутат Савченко - член фракции «Батькивщины»; есть понятие фракционной дисциплины. Если будет решение фракции с требованием к своему члену прекратить «сухую» голодовку, член фракции должен выполнить такое решение. Но где фракция? Где ее лидер Юлия Тимошенко?
В целом создается впечатление, что власти Украины (а к ним относятся и лидеры парламентских фракций и министры во главе с премьером, и президент) преимущественно на словах озабочены судьбой Надежды Савченко. А вдобавок они еще и имеют неквалифицированных (если не хуже) советников, которые не могут (или не хотят) оперативно разрабатывать эффективные сценарии деятельности власти.