Станет ли Россия Южной Африкой
Если в Италии, Испании и Франции пик эпидемии коронавируса уже позади, а США и Соединенное Королевство к нему вплотную приблизились, то в России пик заболеваемости будет еще нескоро. Как власти, так и российские ученые не имеют на этот счет никаких сколько-нибудь обоснованных гипотез. Достоверной статистики у них нет, но прогресс хотя бы в том, что сейчас всех больных с пневмонией, по крайней мере, сначала в Москве, а потом и по всей России, официально рекомендовали помещать в одни отделения больниц с теми, у кого коронавирусная инфекция подтверждена. Теперь эти больные, хотя бы в теории, не будут заражать больных и медперсонал в других отделениях. Ведь эффективность российских тестов на covid-19 не превышает 60%. Проводимая же в последние годы под флагом борьбы за повышение зарплаты медикам «оптимизация» российской медицины привела к тому, что еще до эпидемии врачи и медсестры работали почти на пределе своих возможностей, испытывая также острый дефицит оборудования и лекарств.
Уже сейчас в Москве больницы и медики работают на пределе своих возможностей, и начинает ощущаться нехватка аппаратов искусственной вентиляции легких. Никто не знает достоверно, сколько таких аппаратов имеется в России в исправном состоянии, но, в то же время, никто ни в правительстве, ни в регионах до сих пор не озаботился тем, чтобы оперативно наладить производство аппаратов ИВС. Ведь для этого нужны деньги, а денег-то регионам, почти сплошь – дотационным, федеральный центр как раз и не выделяют. По сути хоть какую-то серьезную борьбу с коронавирусом пытаются вести только в сверхбогатой Москве (хотя коррупционные схемы с той же плиткой Собянин продолжает осуществлять и во времена чумы), да еще Чечня, где законы не действуют и которую Рамзан Кадыров просто отгородил от России «железным занавесом» запрета на въезд. Остальные регионы живут по принципу «Всё хорошо, прекрасная маркиза!» и предпочитают не регистрировать.
На бумаге ситуация в России выглядит относительно благополучно – 150 умерших на 18 532, или 0,82%, тогда как в США – 4,00%. В реальности ситуация совсем плохая. Есть основания полагать, что во многих российских регионах смертность ничуть не ниже, чем в Москве. А в столице соцсети заполнили фотографии длинных очередей к ряду больниц, а некоторых больных уже отвозят в Московскую область за неимением мест. Хотя статистически и в Москве все вроде бы относительно благополучно 82 умерших на 1513 заразившихся, или 0,72%, что на 0,1% лучше общероссийского показателя. Вот если бы в статистику умерших от коронавируса стали бы включать всю избыточную смертность от пневмонии по сравнению с тем же периодом прошлого года, а еще лучше – всю избыточную смертность от любых заболеваний, так как умерших от covid-19 нередко записывают и в сердечно-сосудистые заболевания, и в диабет и в онкологию, а к инфицированным отнесли всех подозреваемых на коронавирус, тогда можно было бы получить реальную картину развития эпидемии в России.
Италия прошла пик эпидемии, имея около 18 000 умерших. В России при таком же уровне летальности и принимая разницу в численности населения с Италией пик эпидемии должен прийти только тогда, когда умрет не менее 44 000 больных коронавирусом. Возможно, пик еще не достигнут, но реальное число умерших от covid-19, скорее всего, достаточно близко к этой величине. И если бы в российских официальных сводках публиковалось истинное число как заразившихся, так и умерших от коронавируса в России, то люди гораздо дисциплинированнее соблюдали карантин (а на его несоблюдение сетуют как Путин, так и Собянин). Но нет! Наряду с тревожными заявлениями президента и московского мэра продолжается блокировка Роспотребнадзором в соцсетях роликов Навального, других оппозиционеров и просто озабоченных сложившимся критическим положением с эпидемией граждан, а врачи, которые публично говорят о переполненности больниц и нехватке оборудования, а также о высоком уровне смертности в их больницах, оказываются под угрозой увольнения и даже уголовного преследования.
Что еще хуже, с явной подачи российских спецслужб, в сети усиленно распространяются ролики, где утверждается, что никакого коронавируса нет, что все это выдумка западных спецслужб и международных заговорщиков, чтобы поставить мир под свой контроль. И немало россиян, в том числе серьезных людей, в эту ахинею верит. В таких условиях меры карантина в Москве ужесточились вплоть до введения в Москве электронных пропусков для передвижения по городу.
И, как кажется, власти все же склоняются к тому, чтобы перенести празднование Дня победы в этом году с 9 мая на более поздний срок. Уже отменили салют в честь освобождения Вены 13 апреля, мотивировав это чрезвычайной ситуацией с коронавирусом. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже допустил возможность такого переноса. Хотя весенний призыв до сих пор не перенесен, как и репетиции парада, и можно представить себе, как эпидемия распространяется в российской армии. Вице-премьер Татьяна Голикова признала: «Нам очень хочется в преддверии такого большого праздника, Дня Победы, конечно, выйти из этой ситуации. Но полностью выйти из неё мы точно не сможем». Празднование же Дня Победы в связи с этим утрачивает смысл. Ведь весь пропагандистский эффект этого юбилея строится на том, что это должно восприниматься народом как радостное и очень позитивное событие. Но в условиях продолжающейся эпидемии парад будет вызывать не радость, а раздражение. Однако для того, чтобы юбилейные торжества сыграли нужную властям роль, их следует как можно дальше отнести от времени окончания эпидемии. Поэтому 24 июня – день, когда состоялся Парад Победы на Красной площади в 1945 году, здесь не прокатит. Парад придется переносить либо на 2 сентября – день окончания Второй мировой войны и капитуляции Японии, либо вообще на какую-то произвольную дату в конце года.
Владимир Путин в очередном видеообращении к участникам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в России заявил, что «обстановка меняется практически ежедневно. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Увеличивается число заболевших людей, причём всё больше случаев именно тяжёлого протекания болезни, именно тяжёлого». Возможно, Путин все же принимает во внимание, что 70-80% россиян живут от зарплаты до зарплаты и сколько-нибудь серьезных накоплений. Поэтому больше месяца на жестком карантине они не выдержат. И в случае продления карантина велик риск стихийных бунтов. Как свидетельствую россияне, застрявшие в ЮАР, там уже начались погромы ферм, магазинов и церквей, причем основная ярость направлена на белых. Южная Африка может превратиться в Зимбабве времен правления Роберта Мугабе. А Россия в плане вероятности возникновения массовых беспорядков в связи с коронавирусом и связанными с этим безработицей и падением уровня жизни гораздо ближе стоит к ЮАР, чем к США или Германии.