Перейти к основному содержанию

Страна украденных героев

13 октября, 11:54

Многие люди, которые еще недавно были для украинцевгероями, сегодня теряют доверие. Это вызывает в обществе дискуссию о «героях» и склонность сообщества героизировать людей, которые, мягко говоря, далеко не святые. Командиры, которые были схвачены за руку на грабежах, активисты, тонущие во лжи, мученики, которые сегодня кричат антиукраинские лозунги, добровольческие батальоны, которые становятся участниками громких уголовных дел, и волонтеры, наживающиеся на доверчивых людях. «Был в АТО - автоматически становишься героем. Сидел в СИЗО или голодал - дважды герой», - вот как определяют проблему героизации случайных людей многочисленные корреспонденты соцсетей. По их мнению, склонность общества влюбляться в авантюристов, а затем быстро разочаровываться в них является признаком незрелости. Мол, не надо создавать героев, чтобы потом не пришлось никого сбрасывать с пьедесталов.

На самом деле «смотреть на героев широко открытыми глазами» вовсе не означает находиться в состоянии какой-то общественной «развитости». Также это не значит обесценивать общественно важный поступок или явление из-за того, что человек, который сегодня является его олицетворением, - просто человек со своими недостатками и пороками. Продуктивная героизация означает понимание, что герой - это вообще не человек. Это собирательный образ - архетип, который является важной частью коллективного бессознательного. Герой - это общественно значимый мифологический конструкт, регулирующий поведение как человека, так и общества.

Первым, кто ввел понятие архетипа в общественное пространство, был ученик Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг. Он считал, что архетипы проявляют себя как наиболее глубинные процессы индивидуальной психики. Но они не возникают в сознании человека и не являются его порождением. Архетип - это культурный продукт. В определенном смысле архетипы управляют сознанием и побуждают человека на поступок или решение. Юнг считал, что некоторые мощные архетипы способны влиять на исторические процессы. Мифолог Джозеф Кэмпбелл, автор книги «Герой с тысячью лиц», объяснял, что Герой - это универсальный архетип, присущий всему человечеству. Кэмпбеллл называл миф о герое мономифом. Однако, по словам Кэмпбелла, каждая культура вносит свои коррективы, встраивая Героя в собственную мифологическую систему. «Мифология - это не только фантазия того или иного человека. Она является систематизированной организацией фантазии о ценности данного социального порядка. Поэтому мифология всегда происходит из определенных социальныхкругов», - объяснял Кэмпбелл. Таким образом, герой является одновременно и универсальным архетипом, и частью национальной мифологии. Более того. Без национального контекста универсального архетипа Героя национального общественного пространства не существует. Чем является современная нацияесли не воображаемой политической общностью?

Кэмпбелл также вводит понятие «пути Героя», который присущ какой-либо культуре. Типичный путь укладывается в достаточно простую формулу: Призыв - Посвящение - Возвращение Героя. Любой народный миф, как и произведение искусства, рассказывает о герое, который является частью обычного мира. Однажды герой чувствует призыв и, покинув свой мир, отправляется в сферу сакрального или мифического. Геракл, Одиссей, Илья Муромец - все они однажды утром отправились в путь из-за того, что что-то призвало их к приключениям. Герой - это тот, кто откликнулся на призыв. Ведь обычный человек отказался бы от путешествия в неизвестное. Второй шаг на пути Героя - это Посвящение. В мире сакрального, где с Героем происходят определенные происшествия, он получает сакральные знания, способности или с трудом побеждает Чудище. Все эти авгиевы конюшни и острова с сиренами - это испытание, пройдя которые герой превращается в нечто иное. Он уже не тот, кто отправился в путешествие. И третья часть мифа о Герое - это его Возвращение из мира потустороннего. Герой возвращается к человеческому обществу, занимает трон или другую знаковую должность, получает власть. И все это ради того, чтобы переформатировать реальность, сделать обычный мир другим. Герой должен достичь цели, ради которой он был призван. И это не победа над Чудищем. Это преобразование мира, из которого он происходит. Возвращение - это важнейшая часть мифа. Потому что после того, как Герой преобразовывает окружающиймир, он умирает и становится примером для подражания, нравственным идеалом, который побуждает на собственный путь новых героев.

Реальный человек не может полностью совпадать с традиционным героем. Идеализируется и мифологизируется только поступок или должность, с помощью которой человек «входит в миф». Чем выше совпадение человека с архетипом Героя, тем выше степень доверия общества к нему. Если человек выпадает из своего мифа, теряет соответствие своему героическому образу, он перестает быть не только олицетворением героя, но и становится антигероем - демоном.

Как писал в работе «Миф, религия, государство» В.С. Полосин: «Ради реализации нравственного идеала Родина-Мать должна родить от прародителя нации единородного сына-героя. Персонифицированное олицетворение самости человека - «сверхчеловека». То есть образ мифологизированного человека, получившего от общества особое доверие и исключительные права действовать от его имени». И здесь у украинцев возникает проблема. О каком таком «прародителе» мы говорим? А «мать-родина» - это в каких границах? Образ - это всегда метафора. Да и сама мифология является только сборником метафор, которые достались нам от грядущих поколений. Если вы интерпретируете метафору с точки зрения определений, а не коннотаций, вы теряете послание. Современные герои – это обычные люди тольков чрезвычайных обстоятельствах, которые демонстрируют определенные героические черты и поступки. Они лишь отражение традиционного мифического Героя, который входит в пантеон прародителей нации.

Если мы посмотрим на украинцев, то становится понятно, что никакого предка до недавнего времени у них просто не было. Украина - это страна,у которой украли Героев. Империя трактовала основателей Киевской Руси как предков России. Украинский же прародитель-герой, по российской версии, это Богдан Хмельницкий. Возник ниоткуда, прошел путь, получил власть и подписал «единение» с Московией. Вот и весь «путь Героя». Ниоткуда и в Москву. Даже Тарас Шевченко, размышляя о порабощении Украины, спрашивает: «Когда мы дождемся Вашингтона с новым и праведным законом?» Словнодля возрождения нет корней. Словно ни Аскольд, ни Владимир, ни Ярослав,ни огромное количество киевских деятелей не являются прародителями нации и Украине не принадлежат. Словно рожденные в лихие времена Киевской государством богатыри-герои до сих пор не лежат в пещерах украденной Лавры. Если рассматривать Украину как пост геноцидную нацию, то истреблению подвергся ее культурный код.

Пока мифический Герой возвращается в украинскую современность неперсонифицированными явлениями. Тысячи украинцев, почувствовав призыв,встают раз за разом, объединившись в единое движение, которое со временем исчезает, чтобы потом возродиться вновь. Украденные предки, осквернена история, уничтожение носителей народного эпоса, убийство всех украинских бандуристов в начале ХХ столетия, репрессии против деятелей культуры, расстрелы, русификация, голод - все это привело к огромной пустоте там, где должен быть национальный миф и его Герой. Но сам украинский Герой существует, возрождается и влияет на исторические процессы. Из-за постоянного давления извне, агрессивного культурного и исторического преобразования, физического уничтожения любого, кто мог бы стать национальным героем, украинская нация создала в своем коллективном подсознательном собственный архетип - коллективную общность –сверхсущество, в прямом смысле этого слова.

Проблема не в неподходящих героях. И даже не в склонности незрелого общества искать мессию. Она в том, что нация пытается заполнить именами созданную врагами пустоту. Оскверненная мифология требует образов. Которые, в свою очередь, подвергаются обесцениванию реальностью,как только они будут спроектированы на конкретного человека и его поступок. Настоящий украинский Герой - это коллективное действие. И каждая попытка присвоить его, связав с конкретным лицом, вызывает возмущение и подозрение в самозванстве. Казачество, повстанцы, Майдан, добровольцы - все это украинский архетип Героя, который не имеет лица, но соответствует пути. Герои не умирают, потому что тысячи пали в борьбе с Чудищем и ни один из них еще не вернулся с того света с победой, чтобы преобразовать мир. Путь не закончен, и борьба продолжается. Поэтому смерть Героя как завершающая стадия мифа - создание национального нравственного идеала пока не актуально.

Война, революция всегда были модерновым временем, когда чрезвычайные обстоятельства требуют от обычных людей геройских поступков. Фактически сегодня происходит противостояние двух мифов –украинского подсознательного, без лиц, и имперского искусственно созданного, где нет Украины. В попытке одних восхищаться людьми, пытаясь поставить их на пьедестал Героя, нет ничего удивительного. Они заполняют пустоту в имперском мифе украинскими смыслами. Как нет ничего удивительного в попытках других свалить постаменты и обращать внимание на конкретные поступки здесь и сейчас. Эта часть общества пытается действовать в русле существующего сверхперсонифицированного мифа украинского Героя, проверяя на соответствие тех, кто претендует на героический облик. Это два параллельных течения одного процесса национального модернового украинского мифа и возрождения мифа архаического, оскверненного.

С каждым днем украинцы возвращают себе собственное прошлое и выгрызают у империи свободное будущее. У общества нет и не может быть встроенного детектора героев, который позволил бы избежать ошибок. Но есть мораль и этический кодекс, которые служат лакмусом для любого поступка и действия. Миф - это коллективное представление о ценности. Поэтому вместо того, чтобы дискутировать на тему, «каким должен быть украинский герой», надо обращать общественное внимание на принципы, которые позволят победить Чудище. Только после этого Победа создаст новую реальность и назовет значимые для нации имена.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать