Свои и чужие люди у власти
Все больше появляется публицистических сравнений В.Януковича с П.Порошенко, нашего пророссийского вчера с европейским завтра. Параллели и перпендикуляры проводят как критики, так и защитники двух действительностей. Конечно, потеряв зубы, кариес считаешь прекрасной порой. Разумеется, имплантировать Европу в нашу нейтральную полость больно, долго и трудно. Вот и точится полемика вокруг родных гнилых зубов и неизбежных страданий протезирования. Что лучше?
Если пошел искать дорогу в лесу, то надо придерживаться хоть какого-то курса, иначе будешь блукать до скончания веков. С другой стороны, соревнование режимов – вещь конструктивная. Без сравнения не отличишь сытого от голодного, добро от зла, красоту от уродства. Причем разницу желательно замечать большинством глаз. Ведь в толпе помятых нерях отутюженный костюм не является нормой. Наоборот, смотрится вызывающе. Я думаю, проблема у нас именно в этом.
Есть розбіжності в понимании: что такое хорошо, что такое плохо. Прыгая по пенькам в садах руководителей, обслуживая их дистанционно и без прискоков, мы работаем не на тех. Наше журналистское дело – всегда быть в оппозиции к власти и критиковать ее постоянно. У власти достаточно механизмов и возможностей защищать себя и показывать с выгодной стороны. Общество в этом плане гораздо слабее. Обществом можно управлять с помощью известных приемов. Управлять властью гораздо труднее. Вряд ли среди ведущих демократических изданий Европы и Америки мы сможем найти безоглядно критикующее все идеи, кроме официальных. Вряд ли среди лидеров общественного мнения, работающих в электронных и «бумажных» СМИ, мы обнаружим откровенных промоутеров действующих премьеров и президентов. Это плохой тон не только в моральном аспекте, но и политическом, когда анализ происходящего подменяется агитацией за конкретных персон.
В.Янукович не стал бы лидером Хонки и берегами потоков неучтенной налички, если бы у нас хватило мужества говорить правду и отстаивать принципы. П.Порошенко тоже рискует войти в историю руководителем кондитерской компании, если мы продолжим называть плохие дела хорошими, радуясь, что он свой для украинцев, в отличие от чужого Януковича. Напоминает апокрифическое высказывание американцев в отношении А.Сомосы: «Он сукин сын, но это наш сукин сын». Порочная парадигма союзничества привела Никарагуа к сандинистам, Д.Ортеге, бедности и деградации, которые продолжаются до сих пор.
Не стоит сравнивать режимы по уровням симпатий к первым лицам. Эмоциональные влечения – категории изменчивые. В отличие от принципов, которые трансформируют уклады жизни и позволяют непредвзято судить о политиках. В 2014 году украинцы проголосовали огнем и кровью за европейские идеалы независимости, демократических свобод и приоритета личности над государством. Янукович оказался преградой на пути к этим целям, был свергнут, и бежал туда, где европейским духом не пахнет. Сегодня мы предпочитаем оценивать лидеров по их способности приближать нас к изначально заданной цели. Не к формальному членству в ЕС и его политических структурах. Важнее, чтобы среднестатистический украинец чувствовал себя не хуже поляка, словака, хорвата, румына, эстонца… Во всех смыслах мироощущений. Деление на своих и чужих, вне зависимости от принципов и морали, оставим истории.