Тегеранская трагедия: выводы
Теперь уже практически не осталось сомнений, что самолет «Боинг 737» «Международных авиалиний Украины» был сбит над аэропортом Тегерана ракетой ПВО Ирана. Канадский премьер-министр Джастин Трюдо прямо обвинил Иран в этом невольном преступлении. По его словам, канадская разведка сообщила, что «самолёт был сбит иранской ракетой земля — воздух». На это указывают эксперты, то же самое говорят союзники Канады». Трюдо оговорился: «Это, возможно, была случайность. В свете этой информации с большой остротой встаёт вопрос проведения тщательного расследования этого происшествия». В том, что это была случайность, тоже мало кто сомневается. Ведь на борту погибшего «Боинга» находились 63 гражданина Канады, 82 гражданина Ирана, 10 граждан Швеции, 4 гражданина Афганистана, 3 гражданина Германии, 3 гражданина Соединенного Королевства, 2 гражданина Украины в качестве пассажиров и еще 9 граждан Украины в качестве членов экипажа. Все 176 человек погибли. Не стал бы Иран намеренно уничтожать самолет, почти половину пассажиров которого составляли иранцы. К тому же и у многих граждан Канады было второе иранское гражданство.
Уже и президент США Дональд Трамп осторожно заявил, что он не верит в техническую неисправность самолета как причину катастрофы и что речь должна идти о чьей-то ошибке, причем явно не пилотов «Боинга». А американские СМИ, ссылаясь на данные американских разведслужб, прямо говорят о том, что «Боинг» был сбит иранской ракетой. Также СНБО Украины предположил, что украинский самолёт в Иране мог быть сбит ракетой российского, а точнее, еще советского производства. Речь может идти о ракете, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Тор-М1». Этот ЗРК производился еще в СССР и состоит на вооружении Аэрокосмических сил Корпуса стражей исламской революции. В интернете уже появились фотографии, на которых обломки ракеты изображены вместе с обломками самолёта, причем утверждается, что речь идёт именно об украинском «Боинге». Также есть видеозапись попадания ракеты в самолет. Хотя эксперты и оговариваются, что доказательств подлинности этих фото пока что нет, поскольку геолоцировать место, где был сделан снимок, невозможно, и неясно, идёт ли речь об Иране.
Иранские власти по-прежнему отрицают свою причастность к катастрофе. Они утверждают, что ее причиной стало возгорание двигателя и неудачная попытка пилота взять лайнер под контроль. В отчёте говорится, что перед исчезновением с радаров самолет находился на высоте около 2500 метров. Пилоты не сообщали о нештатной ситуации, однако, судя по траектории полёта, пытались вернуться в аэропорт вылета. Причины такого упорства иранской стороны понятны. Они заключаются не только в том, что в случае признания вины иранской ПВО Тегерану придется платить компенсацию семьям погибших, а также украинской авиакомпании за самолет. Еще важнее то, что инцидент с Боингом» основательно подрывает версию о «филигранности» иранского удара по американским базам в Ираке и свидетельствует о крайне низком уровне подготовки иранский войск.
Однако с самого начала все факты указывали, что речь идет не о технической неисправности, а, скорее всего, о внешнем воздействии в виде ракеты ПВО. В интернете даже успели появиться комментарии некоторых патриотически настроенных российских «экспертов», утверждавших, что «Боинг» мог быть сбит американской ракетой. Однако из-за явной нелепости большой популярности эта версия не получила. А вот те факты, которые косвенно свидетельствуют о вине Ирана. Иранские власти слишком быстро после катастрофы безапелляционно объявили, что речь идет именно о технической неисправности. За такой короткий промежуток времени даже предположительно определить основную версию катастрофы было невозможно. Иран с самого начала отказался предоставить материалы «черных ящиков» компании-производителю, что наводило на мысль, что Тегерану есть что скрывать. Также иранские власти заявили, что после взлета экипаж «Боинга» не выходил на связь с иранскими диспетчерами.
Это заявление могло быть обусловлено нежеланием предоставлять международной комиссии по расследованию записи переговоров пилотов с диспетчерами, из которых, скорее всего, следует, что связь оборвалась внезапно, как бывает при взрыве на борту воздушного судна, а не в случае возникновения неполадок с двигателем, о которых экипаж, как правило, успевает сообщить на землю до гибели. Судя по видео катастрофы «Боинга», никаких попыток развернуть самолет не было, и он сразу же после возгорания двигателя стал неуправляемым. Такой характер происшествия может свидетельствовать о том, что на борту самолета взорвалась зенитная ракета или бомба, и взрыв сразу же вывел из строя системы управления. Кроме того, «Боинг» в состоянии сесть и с одним исправным двигателем, да и высота катастрофы была не 2500, а 3700 м, что давало гораздо больше шансов произвести благополучную посадку. Не говоря уже о том, что «Боинг» был совсем новый, 2016 года выпуска, и вероятность возникновения технических неполадок, тем более критического уровня, на этой весьма надежной модели крайне мала. Неслучайно же после этой катастрофы ведущие авиакомпании мира не поверили в версию технической неисправности и запретили своим самолетам летать над территорией Ирана и Ирака, чтобы не стать жертвой непрофессионализма иранской ПВО.
Катастрофа украинского «Боинга» в международном аэропорту Тегерана, на мой взгляд, свидетельствует о совершенно пещерном уровне подготовки иранской ПВО. Когда над Донбассом был сбит малазийский «Боинг», это свидетельствовало, среди прочего, о крайне низком уровне боевой подготовки российского расчета ЗРК «Бук», не сумевшего отличить гражданский авиалайнер от военно-транспортного самолета. По сравнению же со своими иранскими коллегами россияне вообще смотрятся настоящими мастерами своего дела. Иранцы не только не сумели отличить военный самолет или крылатую ракету от гражданского воздушного судна, но сделали эту ошибку в небе над международным аэропортом Тегерана, где только гражданские самолеты и летают. При этом у бойцов и командиров ПВО Ирана не хватило соображения, что американская авиация располагает всеми возможностями произвести ракетную атаку на Тегеран, даже не входя в зону действия иранских зенитных ракет и истребителей. Поэтому американским бомбардировщикам нет никакой нужды появляться в небе над Тегераном. Да, при таком уровне боевой подготовки с иранской стороны в случае широкомасштабной военной конфронтации с США у Ирана нет не только никаких шансов устоять, но даже нанести американцам сколько-нибудь заметный ущерб.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва