Перейти к основному содержанию

Теракты в Турции и Египте. К кому ведет след?

11 декабря, 17:26
ФОТО REUTERS

В Стамбуле возле стадиона «Водафон Арена» через полтора часа после завершения матча между командами «Бешикташ» и «Бурсаспор» прогремел взрыв. По другим данным было два взрыва. Первый произошел из-за дистанционного подрыва заминированного автомобиля, во втором случае взрывное устройство привела в действие смертница. Как сообщил министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу, большинство из 38 погибших сотрудники полиции.

В Каире также произошло два взрыва. Первый — в коптском кафедральном соборе, погибло по неполным данным 22 человека, в основном женщины и дети. Второй — возле КПП сил безопасности в столице Египта. Погибло, по меньшей мере, 6 полицейских.

Вероятно, что за взрывами в Стамбуле и Каире стоят разные организации, и совпадение во времени случайное. С другой стороны, нельзя исключить и согласованных действий террористического интернационала. Слишком много он понес потерь в последнее время как в Северной и Экваториальной Африке, так и в Ираке и Сирии. Добавим к этой линии событий вооруженные столкновения в столице Ливии Триполи и расширение контролируемой территории в восточной части страны войсками генерала Хафтара.

Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке развивается весьма противоречиво. Успехи антиигиловской коалиции в сражении за Мосул и победные рапорты сирийской правительственной армии о приближающейся победе в Алеппо в значительной мере девальвируются наступлением турецких войск на севере страны, в том числе в направлении Алеппо, а также вытеснением войск Асада из освобожденной в марте Пальмиры. Положение запутывается еще больше быстро меняющимися целями внешних игроков в Сирии и Ираке.

Как сообщают источники в турецких правоохранительных органах, по почерку взрывы возле стадиона наводят на след курдской Рабочей партии (РПК). Там всегда выбирают объектом терактов правоохранительные органы, объекты местной и центральной власти и предпочитают максимально уменьшать пострадавших среди населения. С другой стороны, боевики РПК не используют смертников. Это больше похоже на террористов из ИГ или Аль-Каиды. Последняя не прочь вновь напомнить о себе после разгрома ее ячеек в ряде африканских государств.

Как в случае терактов в Стамбуле, так и в Каире следует руководствоваться известным со времен Древнего Рима утверждением — is fecit cui prodest — сделал тот, кому выгодно. В отношении Стамбула можно говорить о нескольких целях.

Во-первых. Общая дестабилизация внутриполитической ситуации в Турции. В определенной мере это может быть выгодно РПК, которая созданием трудностей президенту Эрдогану хочет добиться своих целей в отношении курдского национального меньшинства. Турецкое руководство не хочет соглашаться с этими требованиями и ситуация заходит в политический тупик. РПК проводит теракты, власти ужесточают внутриполитическую ситуацию и усиливают борьбу с оппозицией. Не обязательно поддерживающую РПК. Вообще с любой. Понимает ли руководство РПК невозможность с помощью террора добиться своих целей. Возможно и понимает, но никаких других возможностей не видит. Ситуация загоняется в глухой угол в результате чего количество жертв возрастает и все переходит на следующую ветвь спирали.

Во-вторых. Руководители ИГ и стоящие за ними внешние игроки весьма обозлены на президента Эрдогана за его вмешательство в Ираке и Сирии. Вторжение турецких войск на север Сирии и Ирака существенно изменило военное положение и усилило антиигиловскую группировку, штурмующую Мосул. Пусть медленно, но в целом военное положение боевиков в этом стратегически важном иракском городе ухудшается, рано или поздно, но им придется уйти оттуда. Перенести боевые действия на турецкую территорию, особенно в такой важный для страны город как Стамбул вполне укладывается в тактику ИГ. Создать внутренние трудности для Анкары, подвязаться под действия боевиков РПК вполне в духе игиловцев.

В-третьих. Своими резкими высказываниями в отношении президента Сирии Асада турецкий лидер Эрдоган обозначил противоположные цели, которые преследуют в Сирии Анкара и Москва. Хотя последовали объяснения с Путиным, но реальность такова, что расхождение будет все увеличиваться. Нельзя утверждать, что Кремль стоит за взрывами в Стамбуле, но умерить даже таким образом воинственность Эрдогана в Белокаменной были бы очень не прочь.

В-четвертых. Нельзя, с учетом внутренней ситуации в Турции и авторитарные замашки ее президента, исключить и полицейской провокации. Даже не в том, что взрывы организовала власть. Это ей не нужно, вдохновителей и организаторов сколько угодно, можно просто не мешать исполнителям. И тем самым обострить ситуацию, чтобы население требовало более твердой руки в управлении страной. К этому Эрдоган стремится.

В-пятых. Весьма холодные в недавнем прошлом отношения Анкары и Каира несколько потеплели. При этом египетское руководство пытается соблюдать нейтралитет в Сирии и Ираке. Оно сосредоточено на Ливии и на борьбе с террористами на Синайском полуострове, которые могут угрожать безопасности судоходства по Суэцкому каналу. С этой точки зрения цели Турции и Египта в отношении ИГ совпадают, и нанести одновременный удар по двум странам для террористов очень заманчиво.

В очередной раз подтвердилась известная истина. Борьба с террористами ИГ и прочими не сводится к военным успехам по занятию той или иной территории. К тому же сирийские правительственные войска не могут долго контролировать даже освобожденные раннее. Как это получится у иракской армии, будет ясно после окончания операции по вытеснению боевиков из Мосула.

В любом случае мы имеем факт расползания террористических ячеек не только по арабским, но и по другим мусульманским странам. ИГ, Аль-Каида и подобные весьма гибки и быстро приспосабливаются к изменившимся условиям. Борьба с ними чисто военными методами не решает проблему.

Так или иначе, но курдский вопрос в Турции и Сирии придется решать. Какие бы ужесточения внутри страны Эрдоган не проводил, напряженность в курдских районах страны это не снимет. Турецкая история показывает, что никакие авторитарные и репрессивные методы успеха в долгосрочной перспективе не приносили. От этого турецкое государство никогда сильнее не становилось.

Пока же не похоже, чтобы турецкие руководители решили находить решение застарелой проблемы. Поэтому взрывы в турецких городах будут продолжаться. К сожалению нечто аналогичное будет происходить и в Египте. В среднесрочной перспективе победить террор не удастся.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать