Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тьма египетская и турецкий гамбит

19 июля, 14:04

Неудавшийся военный переворот в Турции заставляет вспомнить другой военный переворот, но удавшийся – в Египте, где военные в 2013 году благополучно свергли законно и демократически избранного президента – достаточно умеренного исламиста Мухаммеда Мурси, которого до сих пор держат в тюрьме. Тот переворот США и страны Запада восприняли довольно спокойно и на удивление быстро признали сформированное военными правительство – потому что ставленник «Братьев мусульман» Мурси явно не устраивал ни Вашингтон, ни Брюссель. Турецкие путчисты ориентировались на египетский опыт и надеялись, что Запад не слишком активно будет возмущаться по поводу свержения законно избранного президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Ведь в глубине души западные политики его не любят за явные авторитарные тенденции и исламизм, пусть умеренный, и, как надеялись мятежники, не будут тянуть с признанием военного правительства, особенно если оно пообещает и вскоре проведет демократические выборы. Надежда была на то, что новая демократически избранная власть будет пользоваться полным доверием западных партнеров и вскоре вернет Турцию к принципам светского государства, завещанным Ататюрком.

Между Египтом и Турцией, которых разделяет только Средиземное море, действительно много общего. Но различий все же оказалось значительно больше, что и привело к провалу переворота. Начнем с того, что население обеих стран примерно одинаковое – 85 млн. человек в Египте в 2013 году и 79 млн. – в Турции в 2014 году, причем в обеих странах резко преобладают мусульмане-сунниты. В то же время, и там, и там есть значительные по численности этнические и религиозные меньшинства – копты в Египте и курды в Турции. Близка и величина площади двух стран – 784 тыс. кв. км у Турции и 1001 тыс. кв. км у Египта. Однако на этом сходство кончается. Египет – это по преимуществу пустыня, и практически все население и крупные города сосредоточены в долине Нила. В Турции же население и крупные города (Анкара, Стамбул, Измир, Конья и др.) распределены по территории более равномерно. Поэтому в Египте войскам достаточно контролировать долину Нила и Александрию для успеха переворота, тогда как для успеха переворота в Турции необходимо военное присутствие на значительно большей территории.

Но главные различия в другом. Если турецкая экономика в последние десятилетия развивалась вполне динамично, и ВВП в Турции на душу населения составляет 60,5 тыс. долларов, то в Египте экономика уже много десятилетий – в застое. Страна во многом существует на иностранную финансовую помощь, и ВВП на душу населения составляет лишь 3725 долларов, что в 16 раз меньше турецкого показателя. Соответственно, в Турции уже после Второй мировой войны существовали по преимуществу демократические правительства, которые, правда, периодически свергались военными. Но последний успешный переворот был в 1980 году, и в конце 80-х было восстановлено демократическое правление. В Египте же после свержения в 1952 году монархии, целиком зависевшей от англичан, правили только авторитарные военные режимы. Так что у египетского населения к моменту переворота 2013 года не было никакого опыта жизни в условиях демократии. Да и армия Египта, хотя и комплектуется на основе всеобщей воинской повинности, но с таким отбором, что туда путь закрыт, особенно на офицерские должности, сторонникам исламистских партий и движений. В Турции же в армии, особенно в годы правления партии Эрдогана, исламистам путь был открыт, в том числе на офицерские и генеральские должности. Все эти факторы предопределили успех переворота в Египте и неуспех – в Турции.

В Египте переворот возглавил министр обороны генерал Абдул-Фаттах Ас-Сиси, которого сам же Мурси и назначил на этот пост. Египет, как и Турция сегодня, был расколот почти пополам на сторонников исламистов и светской государственности, однако в армии исламисты почти не имели поддержки и не могли ей противостоять. В результате переворота в столкновениях на улицах между армией и противниками и сторонниками Мурси погибло, как минимум, 638 человек – вдвое больше, чем во время попытки переворота в Турции. Но остановить всю армию исламисты были не в состоянии, хотя и продолжают борьбу террористическими методами. В Турции высшие офицеры вооруженных сил были не причастны к попытке перевороту. Его возглавили отставной командующий ВВС и командующий 2-й турецкой армией, дислоцировавшейся на юге страны. На стороне переворота оказалась значительная часть ВВС и жандармерии, а также отдельные бронетанковые подразделения сухопутных войск. Однако основная часть сухопутной армии переворот не поддержала. Да и авиации на стороне правительства тоже осталось достаточно. Краху переворота способствовали также вышедшие на улицу сторонники Эрдогана и демократии, которые деморализовали тех солдат, которые поддержали переворот.

Вообще, переворот произвел впечатление плохо подготовленного и начатого поспешно – возможно, потому, что турецким спецслужбам что-то стало известно о его подготовке. Появилась даже версия, что переворот инсценировал Эрдоган, чтобы сокрушить оппозицию. Но ее трудно рассматривать всерьез. Невозможно инсценировать переворот с 300 жертв и участием тысяч военных, которым теперь грозят суровые наказания. Если переворот производится лишь меньшей частью вооруженных сил, первостепенной задачей становится нейтрализация первых лиц государства (президента и премьер-министра) путем их ареста или убийства. Собственно, с этого и должен был начинаться переворот. Кроме того, все силы мятежников должны были бы быть сосредоточены в столице Анкаре, чтобы надежно ее контролировать. Вместо этого попытка захватить Эрдогана была предпринята уже после выступления мятежников в Стамбуле и через полчаса после того, как президент покинул курорт Мармарис, куда направлялась группа захвата. А премьера Бинали Йылдырыма никто, похоже, и не пытался нейтрализовать. Кроме того, силы мятежников оказались рассредоточены по множеству объектов на территории страны, и их легко подавили правительственные силы.

Предвижу вопросы читателей – а возможен ли сейчас в России или в Украине военный переворот? Отвечу: нет, не возможен. Путин контролирует армию с помощью спецслужб, и оставил в ней только таких генералов, которые в силу своих интеллектуальных качеств на успешный переворот не способны. Заговор же немногих толковых полковников и подполковников уже на ранней стадии пресекут спецслужбы. В Украине же переворот невозможен потому, что пока армия воюет на Донбассе, основная часть солдат и офицеров будет рассматривать любую попытку переворота как помощь Путину. Кроме того, здесь еще сохраняется возможность влиять на власть демократическими, ненасильственными методами, в том числе, и добиваясь в случае необходимости досрочных выборов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать