Трудный выбор Кремля
На кого поставит Путин в Украине?Известный российский политолог и политтехнолог Станислав Белковский сделал поистине сенсационное заявление: Владимир Путин решил поддержать Петра Порошенко на президентских выборах в Украинке. Будто бы помогать Порошенко выиграть выборы будет путинский кум Виктор Медведчук, который для этой цели займется дискредитацией его уже обозначившихся или пока что только потенциальных конкурентов. По словам Белковского, «Медведчук как полпред де-факто Путина на Украине, реализует эту систему и комплекс задач, в том числе и по дискредитации Юлии Владимировны».
Вот, собственно, заветное имя произнесено, и это имя заставляет отнестись к сенсационному заявлению как всего лишь к очередному пропагандистскому ходу в уже фактически начавшейся в Украине предвыборной кампании. Дело в том, что тесные связи Белковского с Тимошенко давно уже не являются секретом. Еще в 2007 году российская журналистка Мария Новоселова в статье с говорящим названием «Станислав Белковский — злобный клоун на службе олигархов» писала: «Новой клиенткой (после Дмитрия Рогозина. — Б. С.) Станислава Белковского стала сама Юлия Тимошенко. Может быть, это Березовский ей Белковского порекомендовал, ведь именно он был ее спонсором и давал немалые деньги на акции на Майдане. Это не известно. Известно другое, взялся помогать Белковский пани Юлии сразу после победы на Майдане, в зените ее славы, а вот расстались они, когда Тимошенко оказалась выброшенной на обочину украинской политики. Подученная Белковским, Тимошенко вместе со всей своей фракцией вышла из Верховной Рады на радость Ющенко и Януковичу, которые тут же обо всем договорились. И получилось так не случайно, а благодаря все тем же советам Белковского: «Больше экстремизма, народ это любит!». После краха Тимошенко, Белковский цинично заявил, что обо всем этом он давно уже предупреждал». Впрочем, относительно краха Новоселова ошиблась: в том же году Юлия Тимошенко снова стала премьер-министром Украины, совет Белковского сработал.
Теперь, очевидно, Белковский вновь подвизается в предвыборном штабе Юлии Владимировны, и делает все, чтобы отвести от нее подозрение в том, что она является кандидатом Кремля. А от этого впечатления трудно отделаться. Можно вспомнить тесные связи правительства Павла Лазаренко, в котором Тимошенко играла не последнюю роль, с российскими олигархами. Можно также вспомнить заключенное ей кабальное газовое соглашение с Россией, последствия которого Украина не расхлебала до сих пор. Там у Тимошенко, очевидно, был и свой интерес в плане финансирования своей президентской кампании (насколько этот интерес реализовался — другой вопрос). Так что Юлия Владимировна для Кремля вполне может оказаться меньшим из зол в нынешней украинской президентской гонке. Белковский же работает только с теми кандидатами, на которых получил санкцию в Кремле. Так, с октября 2017 года он был главным политическим консультантом в штабе Ксении Собчак — спонсируемой Кремлем «разрешенной оппозиционерки». Правда, как верно заметила Новоселова, Белковский редко остается с кандидатом до конца кампании, бросая его в тот момент, когда неуспех кандидата становится ему очевиден. В кремлевской политтехнологической колоде у него такой удел — поддерживать тех кандидатов, у которых нет шансов на победу. И то, что его опять направили к Тимошенко, в данный момент может служить свидетельством того, что Путин и его окружение пока что не очень верят в возможность победы бывшей «газовой принцессы». И тут нам придется перейти к вопросу о пределах российского влияния на украинские выборы.
Собственно, если бы Путин этого хотел, он бы мог обеспечить победу Порошенко прямо сейчас. Для этого достаточно было бы немедленно вывести российские войска, вооружение и наемников из оккупированной части Донбасса и передать ее под контроль законных украинских властей. Тогда эйфории бы от победного завершения войны на Донбассе позволила бы Петру Алексеевичу сравнительно легко победить на выборах. Разумеется, подобный прием годится для обеспечения победы только одного кандидата — действующего президента. Ведь не сможет же Путин, в самом деле, сделать заявление такого рода: «Я уйду с Донбасса, если победит Тимошенко (Бойко, Садовый и т. д.)». Такое заявление сыграет скорее против того кандидата, которого в качестве желательного для России назовет российский лидер. А в то, что Путин выполнит свое обещание, никто не поверит просто потому, что он уже не раз и не два всех обманывал.
Но можно не сомневаться, что такого рода поддержку Порошенко (в виде добровольного ухода с Донбасса) российский президент не окажет никогда. Потому что не для того он оккупировал Донецк и Луганск, чтобы обеспечить победу Порошенко, Тимошенко или какого-либо другого кандидата в украинские президенты. Ему важен безусловный контроль над Донбассом и возможность, формально оставляя его в составе Украины, диктовать Украине внешнюю и внутреннюю политику.
Но на самом деле возможности российского влияния в Украине достаточно ограничены и скорее сводятся к негативному отбору. Сейчас самое страшное клеймо для кандидата тут — это обвинение в том, что он является агентом Кремля. Собственно, выступление Белковского — это попытка не допустить переизбрания Порошенко, объявив его угодным Кремлю. После аннексии Крыма и оккупации Донецка и Луганска электоральный потенциал пророссийских сил на Украине значительно сократился, и у «Оппозиционного блока» практически нет шансов провести своего кандидата во второй тур. Также и объявление о поддержке Оппоблоком того или иного кандидата во втором туре скорее даст обратный эффект. Если у такого кандидата будет репутация украинского патриота, за него в таком случае не проголосует значительная часть его традиционного электората, сочтя предателем. А избиратели Оппоблока не пойдут голосовать, поскольку, наоборот, не поверят в мгновенное перерождение такого кандидата.
Думаю, что Путин пока что не определился, чья победа на выборах президента в Украине устраивает его в наибольшей степени. Сейчас кампания только начинается, и в ней пока что наверняка участвуют только Порошенко и Тимошенко. Кремль определится со своим выбором ближе к концу президентской гонки, когда обозначатся все ее реальные участники. И основным методом влияния будет эскалация или, наоборот, ослабление интенсивности боевых действий на фронте в Донбассе непосредственно перед выборами, а также в промежутке между двумя турами выборов (а в том, что будет второй тур, никто не сомневается). Но в любом случае, влияние России вряд ли будет решающим фактором в исходе украинских выборов.