Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тупики интеллектуализма

Не стоит удивляться, когда очередной российский либерал вдруг начинает повторять клише российской пропаганды

Размышления о несбывшемся – любимое занятие российских интеллектуалов. Попытки не переосмыслить, а переписать историю, - найти идеальное состояние в прошлом, подчистить неудобные моменты, - подменяют осмысление текущего состояния общества и таким образом, делают невозможными любые попытки трансформации общества и власти, лишают страну будущего. Поиски «золотого века» не приводят к установлению «идеальной меры», но узаконивают дикарство и идеализируют прошлые ошибки.

Поэтому любая модель желательного социального будущего российских интеллектуалов – будь то оппозиционные или провластные мыслители – почти неизбежно, и не всегда осознанно, приводит к модели силы, как основанию права, и к набору аномалий, как описанию нормы. Так обществу навязывается искаженная картина, так разрушается целостное восприятие мира, как динамического единства ценностей и нормативов, так формируется и продвигается идеология и система ценностей «русского мира».

Поэтому мы так часто наблюдаем отголоски имперской идеологии и ценности «русского мира» у, казалось бы, либеральных русских авторов. Их зависимость от искаженного социокультурного контекста приводит к необходимости оправдания исторически обусловленных аномалий (суверенных ценностей альтернативной «русской цивилизации»), даже при критическом отношении к сегодняшнему кремлевскому режиму.

Поэтому любой российский, даже либеральный мыслитель, без решительного разрыва с имперской традицией поиска альтернативных цивилизационных путей, обязательно соскользнет в оправдание агрессии, апологию права силы, отрицание права личности во благо государственных интересов, ложно понимаемые модели геополитики и безудержная российская безысходность. Безысходность, впрочем, уравновешивается бессмысленным внеисторическим оптимизмом, слепой верой в то, что идеальный «русский человек» преодолеет все невзгоды и обязательно победит всех врагов, руководствуясь одному ему известными ценностями.

Эта извечная и нерациональная борьба между имманентной безысходностью существования, лишающей стимулов к продуктивной деятельности, и верой в светлую победу, требующей героических свершений, неизбежно прорывается в виде приступов ненависти и агрессии. А в интеллектуальной сфере приводит к генерированию ложных теорий. Будучи представленными в виде художественных образов, такие заблуждения заставляют поражаться западную публику талантами русского гения, но в рациональной сфере они неизбежно выталкивают российских интеллектуалов на обочину мировой мысли.

Поэтому нам не стоит удивляться, когда очередной российский либерал вдруг начинает повторять клише российской пропаганды. Современная российская пропаганда всего лишь отражает исконное представление российского общества «о правильном и должном», и многие ее штампы отражают традиционные ценности российского общества. Российские же мыслители – в том числе и самые либеральные – будучи частью имперского контекста, находятся в плену ценностей русского мира, являются неотъемлемой частью этого дискурса.

Этой печальной участи избегли единицы. Тем более они ценны своей интеллектуальной честностью и волей к истине. Тем большее разочарование ожидает тех из нас, кто привык смотреть на российских интеллектуалов, как на источник истины и новых идей.

Собственно, в этом же беда и немалая опасность многих «экспертов по России», заполонивших западные университеты: будучи частью российского имперского дискурса, они неизбежно воспроизводят его основные тезисы, о чем бы они ни говорили, и как бы, формально, ни критиковали сегодняшний кремлевский режим.

Иногда бывают неожиданные, на первый взгляд, явления. Вот, даже такой, казалось бы незначительный повод как «Евровидение», может вызвать вполне резкий политический отклик профессионального обозревателя.

Автор колонки «о российской политике и российском праве» на ВВС, доктор политических и юридических наук, член московской городской коллегии адвокатов и международной коллегии адвокатов. советник председателя Конституционного Суда РФ, заместитель председателя Конфедерации союзов кинематографист РФ, руководитель программы ВШЭ, адвокат, консультант, приглашенный профессор St Antony's College университета Оксфорда и научный директор Института права и публичной политики Владимир Пастухов опубликовал блог под заголовком «Революционное достоинство споткнулось в Киеве о великодушие».

В своем блоге автор констатирует радикализацию политики и общественных настроений в Украине. Что в целом совершенно правильно: радикализация, несомненно, может и должна быть истолкована как опасная социальная тенденция.

Однако, лекарство, которое предлагает автор, намного хуже самой болезни.

Радикализация, ожидаемо вызванную военной агрессией РФ, которую автор походя назвал «гражданской войной», действительно является опасной тенденцией, с последствиями которой нам еще долго предстоит разбираться. Но едва ли Россия , которую автор советует нам в лекари, нам поможет в решении этих проблем: нераскаявшийся убийца – не лучший утешитель для семьи жертвы.

Упрекая нас в скудости великодушия по отношению к России, автор ссылается на европейские ценности, которыми мы, по его мнению, поступились, поддавшись радикальным настроениям. Странно, что при этом, по мнению автора, примеры великодушия мы должны искать вместе с Россией, которая убивает нас именно за европейские ценности, на которые и ссылается автор. Этот интеллектуальный и моральный трюк слишком сложен для понимания простого человека – тут нужно быть профессором политологии.

Именно с «отрывом от России» автор неожиданно увязывает «антисемитизм» и «коррупцию», а также пугает «отторжением элит» и «неизбежностью новой революции». С рациональной точки зрения такие допущения абсурдны – перечисле6нные автором явления присущи РФ много более, чем любым иным странам. И предлагать искать спасения от антисемитизма и коррупции в едва ли не самой ксенофобной и коррумпированной стране – это больше чем абсурд, это подстрекательство к самоубийству.

Размахивая жупелом «изоляционизма», автор вместо интегрирования в мировой культурный контекст, предлагается нам снова погрузиться в имперскую зависимость от России и стать частью «великой российской культуры». В этом предложении нет ничего, что противоречило бы многолетней политике Кремля по международной изоляции Украины, когда любые международные вопросы решались только через Москву или с согласия России, когда украинская культура и украинский язык рассматривались как комическая аномалия, смешной вариант великорусского наречия и великой русской культуры. Огорчу поклонников этой точки зрения: это не так, и так никогда не будет.

Во всем представленном автором наборе противоречивых тезисов – вся суть непонимания современного украинского общества, его настроений, устремлений, структуры и динамики элит, но одновременно – суть российского интеллектуального класса, его зависимость от имперского контекста, неспособность вырваться за рамки идеологических установок «русского мира».

Наш урок из прочтения подобных текстов может быть достаточно прост. Российский интеллектуальный класс перестал быть для нас генератором смыслов в тот момент, когда мы осознали себя частью не российского, а мирового цивилизационного пространства.

В то же время, следует помнить, что западные коллеги зачастую недооценивают степень деформации сознания «экспертов по русскому вопросу», и все еще принимают за чистую монету откровения либеральных российских мыслителей. Будь то предложения объединить усилия в борьбе с терроризмом, или призвать недостойных к великодушию - цель всегда одна: признать право силы и поделить мир по замшелым имперским лекалам.

Сегодня уже не только мы, но и многие в мире понимают, откуда исходит главная угроза стабильности и безопасности. Держаться подальше от источника этой угрозы, не воспроизводить ошибочные ценности и стереотипы «русского мира» - это вопрос интеллектуальной и моральной гигиены, залог нашей социальной и военной безопасности. А с нашими «болезнями взросления» мы постараемся разобраться при помощи иных, более действенных лекарств, чем те, которыми нас «лечили» самозваные «старшие братья» последние 300 лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать