Перейти к основному содержанию

Турция хочет мириться с Израилем

С помощью Азербайджана
06 января, 10:01

Завершение карабахской войны означало существенное изменение геополитической конфигурации не только на Южном Кавказе, но также на Ближнем Востоке, включая регион Персидского залива. 

Конечно, война в Карабахе и признание Израиля рядом арабских государств совпали в какой-то мере случайно. С другой стороны, они высветили принципиальное изменение отношений в огромном регионе и процесс этот весьма далек от завершения. 

Президент Турции Реджеп Эрдоган прервал долгую традицию очень тесных отношений Анкары и Тель-Авива. Более того, он сознательно разрушил тесное военное и военно-техническое сотрудничество двух стран, но не тронул все возрастающую взаимную торговлю. Интересно, что как раз в начале охлаждения отношений в 2010 году товарооборот составлял $1,5 млрд, а в 2019 уже $6 млрд. И даже в трудный год коронавируса этот оборот превышает $5 млрд.   

Особых лавров в защите палестинцев Эрдоган не сыскал, но неизбежно должен был испортить хорошие отношения с Израилем. Что и произошло. Отрицательные последствия стали сказываться достаточно скоро. При всей антиизраильской пропаганде в турецкой столице начали задумываться о необходимости изменения такой негативной ситуации. 

Ускорителем такого процесса стала уже упомянутая нормализация отношений Израиля с рядом арабских государств. Тем самым позиции последнего и без того достаточно прочные усилились еще больше, в то время как у Турции возникли проблемы с соседями практически по всей периферии ее границ. 

Начнем с острого противостояния с Грецией и Кипром по  разграничению участков добычи газа в восточной части Средиземного моря. Агрессивность Турции заставила страны региона искать способы совместного противостояния агрессивным поползновениям Анкары. 

С Грецией из-за споров вокруг островов Родос и Кастелоризо произошли даже столкновения военных кораблей. Причем на стороне Афин выступила Франция, которая направила в регион эскадрилью своих истребителей. 

Следующим негативным фактором для Турции стало планомерное сближение Греции, Кипра и Израиля. Результат проявился в подписании соглашения о строительстве Восточно-средиземноморского трубопровода (The Eastern Mediterranean, EastMed). По нему газ, добываемый с исключительных экономических зонах Кипра и Израиля, через остров Родос будет поставляться в Грецию и далее в европейскую распределительную сеть. 

Турция оказалась перед лицом довольно сильных противников. Конечно, по отдельности армии Греции и Кипра уступают турецкой практически по всем параметрам. Однако, если к ним прибавить израильский ЦАХАЛ и французскую военную авиацию и флот, то ситуация изменяется явно не в пользу Турции. 

Ситуацию кардинально не меняет и успех Азербайджана при поддержке Турции в карабахской войне. Несмотря на навязанное российское миротворчество, теперь Баку выдвигается на лидирующие позиции в регионе. Хотя позиции Анкары на Южном Кавказе усилились, но это нисколько не компенсирует общего ухудшения обстановки. 

Также некоторая неопределенность в ожидании четких ориентиров американской политики. Дональд Трамп всецело поддерживал Израиль. Можно ожидать, что такая поддержка продолжится при новой администрации и Турции от этого лучше не станет. 

Вот в таких условиях из турецкой столицы последовали предложения улучшения отношений с Иерусалимом. Как пишет издание Al-Monitor, глава Национальной разведывательной организации Турции (MIT) Хакан Фидан инициировал секретные переговоры с израильскими чиновниками, чтобы преодолеть последствия похолодания. Вроде бы есть признаки положительного сдвига. 

В то же время президент Эрдоган продолжает нападки на Израиль и его руководство. Недавно он сказал, что хотел бы восстановить в полном объеме отношения между странами. При этом не обошелся без личных выпадов. «Если бы не существовало проблем на высшем уровне, наши контакты могли бы быть совсем другими». Тем самым он прямо обвинил в создавшемся положении действующего премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Далее Эрдоган заявил, что политика Израиля в отношении Палестины — это «красная линия» для Анкары и что «безжалостные действия неприемлемы», однако в то же время признал, что переговоры о восстановлении двусторонних отношений ведутся «на самом высоком уровне».

Судя по всему, миссию посредника готов взять на себя президент Азербайджана Ильхам Алиев и азербайджанская дипломатия. 

Первой целью Турции будет попытка оторвать Израиль от пакта с Грецией и Кипром предложением поставлять газ не через будущий газопровод EastMed, а через уже существующий «Турецкий поток» и Трансанатолийский трубопровод. В последнем случае плечо доставки короче и не нужно тратиться на дорогостоящее строительство. 

Надо сказать, что турецкие инициативы, подкрепленные из Баку, вызвали в Израиле вполне понятный скепсис. Как отметил в азербайджанской газете «Зеркало» глава отдела Восточной Европы университета в Хайфе Шимон Бриман, «Сама по себе попытка президента Азербайджана Ильхама Алиева наладить отношения между Израилем и Турцией является очень достойной и правильной, потому что этого лидера одинаково уважают как в Анкаре, так и в Иерусалиме».

По его мнению, мирная инициатива исходит из Баку по просьбе президента Турции. Дело в том, что именно Турция гораздо больше заинтересована сейчас в нормализации отношений с Израилем, чем Израиль заинтересован в углублении связей с Турцией.

Он подчеркнул, что в Иерусалиме прекрасно понимают, что так называемая мирная инициатива Турции направлена не на реальный мир, а на раскол между Израилем и партнерами— Грецией, Кипром, Египтом и Францией. Турция боится остаться «чужой на этом празднике жизни» — особенно в свете прихода к власти администрации демократов Байдена».

«В своей риторике Эрдоган и его медиа-рупоры называют Израиль «нацистским государством», а Турцию — «покровителем святых мест ислама» на территории Израиля. В итоге: турки хотят примирения — но зачем это надо Израилю? Углубление политического или тем более военного сотрудничества может только навредить Израилю и его отношениям с важными союзниками в регионе. Поэтому президент Азербайджана может, конечно, попробовать себя в роли мирного посредника, но, на мой взгляд, эта инициатива абсолютно не соответствует интересам Израиля и обречена на неудачу».

В израильской газете The Jerusalem Post один их дипломатов сказал, что «Невозможно делать и то и другое.  Невозможно укреплять отношения с Израилем и оставаться местом, где боевики ХАМАС чувствуют себя наиболее комфортно».

И еще один фактор. Такой поворот израильской политики привел бы к ухудшению с трудом налаженных отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). Последние выступают против Турции, с которой сталкиваются в регионе Персидского залива. Частью этой политики сдерживания является подписание между ОАЭ и Грецией оборонного пакта. На этой же основе Эмираты поддерживают проект EastMed.

Осторожность Иерусалима связана и с приближением очередных парламентских выборов. В их результате к руководству израильской дипломатии могут прийти другие люди. 

Если Биньямин Нетаньяху останется премьер-министром, то он предпочтет налаживание отношений с арабскими странами Персидского залива и продолжение противодействия Ирану и его атомному проекту. 

И здесь уже Турции придется либо корректировать свою политику и пропаганду, либо посреднические усилия азербайджанского лидера Алиева окажутся тщетными. Выбор за Эрдоганом.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать