Перейти к основному содержанию

Уход команданте

28 ноября, 16:20

Главная проблема тоталитарных и авторитарных правителей в том, что их правление не может продолжаться вечно. Очень хотелось бы, но сделать это невозможно.

Наступает время и пора уходить. У кого как получается. При этом все мучаются проблемами преемника. Во время одного из визитов в Москву делегации во главе с Иосипом Броз Тито, Сталин задумчиво сказал ему, что после его ухода именно югославский лидер станет во главе коммунистического движения. Насколько все это было серьезно остается только гадать, тем более, что скоро они серьезно поссорились.

Фидель Кастро управлял Кубой почти 50 лет и вынужден был передать бразды правления брату исключительно по медицинским соображениям. И даже отойдя от оперативного управления, на страницах партийной газеты Granma в своих колонках продолжал критиковать отход от устоев и предостерегать от опасностей нормализации отношений с США.

И вот команданте ушел в вечность. Его брату Раулю тоже 85 лет и он заявил, что после 2018 года не будет выдвигать свою кандидатуру на высшие посты в государстве. Так или иначе, но во главе Кубы будет человек с другой фамилией. Историческая эпоха Фиделя и Рауля Кастро подошла к своему логическому концу.

Сын крупного плантатора, учившийся в иезуитском колледже, выпускник престижного университета в Гаване Фидель Кастро не был замечен в левых пристрастиях. Это его брат Рауль увлекался марксизмом.

На повестке дня была борьба с диктатурой Батисты. Не проамериканской, как много об этом писали в советской прессе, а обыкновенной мафиозной. Более того, в ведущих американских газетах и журналах публиковались репортажи и фотографии с партизанских баз в горах Сьерра-Маэстро. Интервью с Фиделем Гелберта Мэтьюза под заголовком  «Кастро жив и сражается в горах» газета The New York Times публикует в трех номерах за 24, 25 и 26 февраля 1957 года. Потом были Chicago Tribune, журналы Time и Look. В последнем восторженную статью о нем написал известный венгерский антикоммунист Эндрю Сент-Джордж.

И вот в январе 1959 года барбудос победили. Вроде все хорошо и теперь самое время приступить к осуществлению того, о чем в своей пламенной речи «История меня оправдает» говорил молодой Фидель. Воевали за демократию и равенство, выпал случай это осуществить.

Как оказалось, работа эта нудная и, что самое главное, не обещает вечной власти. Одно дело красивые речи произносить и с автоматом наперевес блуждать по горам и совсем другое разбираться в финансах и управлении экономикой. Экспорт сахара, энергетика, взаимоотношения с большим соседом через пролив. И еще много чего совсем не героического.

Так как никаких знаний об управлении страной у Кастро и его товарищей не было, то принимаются простые и ясные решения. Все национализировать, поставить чиновников, а там новые друзья из СССР помогут. Очень быстро страна стала жить по карточкам в условиях тотального дефицита продовольствия и товаров первой необходимости.

Любое несогласие стало сразу караться. Своего сподвижника Убера Матоса, почти сразу после победы революции посадил в тюрьму, где тот провел 20 лет. Че Гевара был отправлен в Боливию, где погиб. Всем стало понятно, что так называемая революция — тоталитарная. Режим Батисты по сравнению с новым уже воспринимался как бархатный.

В качестве оплаты за советскую помощь Кастро посылал войска в горячие точки. Развернутая система подготовки врачей и учителей была направлена не столько для собственного народа, сколько на экспорт специалистов. Десятки тысяч кубинских медиков и педагогов работали во многих странах Латинской Америки и Африки. Зарабатывали для себя талоны и валюту для режима.

В чем-то Кастро везло. Когда рухнул СССР, и помощь Москвы прекратилась, ее заменил Уго Чавес с поставками фактически бесплатной нефти. Этой политики кубинский лидер придерживался столько сколько мог, но время брало свое и в 2008 году он отошел от дел.

Даже для его брата Рауля стало очевидным, что нужны перемены. Поколение Сьерра-Маэстро уходит по объективным причинам. Даже наиболее консервативным деятелям понятно, что в век компьютеров невозможно управлять страной по лекалам середины прошлого столетия. Так что задача Рауля подготовить окончательный уход и по возможности плавный переход власти.

Сейчас наиболее вероятной кандидатурой представляется первый заместитель председателя Госсовета (председатель — Рауль Кастро — Авт.) Мигель Диас-Канель. В экономике он считается умеренным либералом. В частности, считает необходимым привлечение иностранных инвестиций и увеличение доли частного сектора в экономике.

После 2008 года клан Фиделя сменился кланом Рауля на вершине власти. Среди них много военных, так как нынешний лидер был долгое время министром обороны.

Люди с военной выправкой руководят крупным холдингом  Grupode Administracion Empresarial (GAE), в который входит и компания Gaviota (Чайка). Она контролирует большую часть отелей страны, а также гражданскую авиацию и морской флот. Именно отсюда поступает иностранная валюта.

В руководстве холдингом на первом плане сын Рауля Алехандро Кастро Эспин, а также зять Луис Альберто Родригес. Поговаривают что первый и будет наследником. Однако есть проблемы с армейской верхушкой. Сынок не имеет влияния не только на стариков, воевавших в горах, но также и на средний возраст, которые засветились в Никарагуа, Эфиопии, Анголе. Популярность Алехандро относительна. Он известен пока у власти его отец Рауль. Остальное в состоянии полной неопределенности.

В России, Китае и других странах отдали должное Фиделю. Дональд Трамп занял противоположную позицию. По его мнению кубинский лидер был «жестоким диктатором … на протяжении почти шести десятилетий». Будущий американский президент надеется, что кубинцы, живущие в США, скоро встретятся со «свободной Кубой». «Хотя трагедии, смерти и боль, вызванные Фиделем Кастро, не могут быть преданы забвению, наша администрация сделает все, что сможет, чтобы кубинский народ смог наконец начать путь к процветанию и свободе».

Во Флориде в районах проживания кубинцев был праздник. Бежавшие от социализма и их потомки вышли на улицы с песнями и танцами, громко скандируя «Куба будет свободной!».

Символом окончания эпохи Кастро являются изменения на Кубе. Парки в Гаване имеют Wi-Fi, автомобили 1950-х гг. все больше заменяют современные европейские. Сколько не сопротивляйся, но кардинальные реформы неизбежны. В том числе и на Кубе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать