Украина: в поисках «нового и праведного закона»
Основной Закон - это не строки на бумаге, а ежедневные основные правила жизни нации и государства, человека и общества.
Лишним подтверждением этого тезиса является то, что Украина не раз создавала неплохие, а то и хорошие Конституции. Но они либо вообще не выполнялись после их принятия и подписания, либо выполнялись плохо, а то и очень плохо. Впрочем, были и очень плохие Основные Законы. По разным причинам, но следствие было одно: катастрофическое для народа.
Вспомним: первым конституционным документом независимого Украинского казацкого государства стали «мартовские статьи» 1654 года, принятые в Москве украинской депутацией и представителями царского правительства. Они фиксировали немалые права Казацкой державы, среди которых были 60-тысячный казацкий реестр и привилегии Войска Запорожского, невмешательство царских наместников в казацкое судопроизводство, привилегии украинской шляхты, право избирать гетмана самим казацким войском, о чем царя лишь информировали, наличие собственной налогово-финансовой системы и т.п. Гетман мог принимать иностранных послов, сообщая об этом постфактум Москву, ему запрещались только отношения с Речью Посполитой и Османской Портой. Иными словами, в Московском царстве Украина находилась на конфедеративных началах, а московский самодержец на украинской территории выступал в роли существенно ограниченного в своих капризах конституционного монарха.
Не случайно сразу после смерти Богдана Хмельницкого все время существования Гетманщины цари, а затем императоры России пытались если не отменить, то существенно ограничить объемы прав казацкой державы и ее возможность жить по своим законам. Не случайно и то, что о восстановлении этих прав говорил Николай Михновский в 1900 году, а вслед за ним это было зафиксировано в тех законопроектах об автономии Украины, которые были подготовлены в 1906 и 1907 годах для вынесения на рассмотрение Государственной Думы Российской империи (и стали одной из главных причин роспуска Дум двух созывов); не случайно и созданная в 1906 году газета «Рада», которая стала легальным инструментом украинской пропаганды, отстаивала права Украины согласно «мартовскими статьями» в их первоначальном, не «обрезанном» со временем Москвой виде.
При всех своих недостатках, нечетко прописанных многих положениях (например, не было прописано, кем именно избирается гетман и каковы полномочия казацкой рады), именно «мартовские статьи» дольше всего проработали в качестве конституционного документа и в немалой степени способствовали формированию основ украинской нации. Были в те времена и гораздо лучшие для Украины конституционные акты, но они так и не стали нормами жизни нации. Речь идет о Гадячском трактате (или «Гадячских статьях») и Конституции Пилипа Орлика.
Гадячский трактат 1658 года предусматривал превращение Речи Посполитой в конфедерацию трех самостоятельных государств: Польши, Литвы и Украины (Великого Княжества Русьского). Согласно ему в Украине предполагалось создать высший законодательный орган - национальное собрание, избранное от всех земель княжества. Гетман олицетворял высшую исполнительную власть. Должность эта должна была быть выборной; гетман утверждался королем. Что касается последнего, то он должен тоже избираться при совместном участии трех государств и символизировать их единство.
К атрибутам государственности Украины здесь относились: судопроизводство и делопроизводство на украинском языке; собственные финансы; монетная система; войско. Православие должно было быть уравнено в правах с католицизмом. В Украине должны были быть основаны два университета. Разрешалось также расширять сеть коллегиумов, гимназий, основывать типографии; декларировалась полная свобода печати и слова.
В целом Гадячский трактат был слишком совершенным, чтобы быть реализованным, тем более в те непростые времена...
О Конституции Пилипа Орлика много говорить, пожалуй, не стоит, она общеизвестна; это по содержанию был документ, который в надлежащих понятиях и терминах тогдашнего права обосновывал государственное устройство Украины.
Пытался выйти на уровень конституционного закрепления статуса Украины и последний казацкий гетман Кирилл Разумовский. Он провел целый ряд реформ и стремился превратить Общее собрание, созванное им в 1763 году, в постоянно действующий парламент. А еще – возобновить присвоенные империей права Гетманщины, восстановив последнюю как автономное государство. Однако времена уже были не те: Екатерина II лишила гетмана булавы, а казацкую старшину подкупила дворянскими привилегиями и доходами...
XIX век знаменателен тем, что несколько проектов Основного Закона показали непрерывность украинской конституционной традиции. Более того: в Галичине и Буковине еще со второй половины этого века украинцы жили в условиях конституционной монархии Габсбургов, а с 1907 года - и в условиях всеобщего избирательного права. Это имело большое значение в 1918-19 гг. Когда начались революционные события, 18 октября 1918 года украинские члены австрийского парламента и галицкого и буковинского сеймов собрались во Львове и конституировали Украинскую Национальную Раду. 1 ноября решительное выступление молодых офицеров в городах Восточной Галиции передало власть Раде, которая 9 ноября провозгласила образование Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР). 13 ноября был принят Временный Основной Закон ЗУНР, который определял структуру власти и атрибуты государства. До созыва Сойма власть принадлежала Украинской Национальной Раде, которая выбрала Президента - Евгения Петрушевича и создала правительство во главе с Константином Левицким. Для ЗУНР характерным стало быстрое создание эффективных органов власти как республиканских, так и местных, развертывание боеспособной Украинской Галицкой Армии, принятие демократического избирательного закона. Хотя и полгода, но Основной Закон ЗУНР действительно работал, даже при военных обстоятельствах...
Вместе с тем в Восточной Украине ни Универсалы Центральной Рады, которые были документами конституционного уровня, ни Конституция УНР, которая содержала немало интересных даже для сегодняшнего дня вещей, так и не стали нормами жизни нации и государства. А вот «Законы о временном государственном устройстве Украины», подписанные гетманом Павлом Скоропадским в день государственного переворота 29 апреля 1918 года, реально получили силу конституционного акта, хотя и не были слишком совершенными. Эти «Законы...» утверждали автократическую власть гетмана, ограниченную только его доброй волей, и делили население на три категории: казаков, граждан и иностранцев. Однако и этот акт действовал только полгода...
Далее восстановленная УНР снова начала публиковать Универсалы (которые были похожи на декларации о намерениях) и разрабатывать конституционные проекты, а большевики, со своей стороны, опубликовали переписанную с российской «Конституцию Украинской Социалистической Советской Республики» (только потом кто-то догадался, что этот текст следует перевести на украинский язык...). Нечего и говорить, что права и свободы, зафиксированные этим документом для пролетариев и трудового крестьянства (другие категории населения делились на неполноправных «попутчиков» и вовсе бесправных «врагов»), только декларировались; нормами жизни стали директивы московского ЦК партии большевиков, до начала 1930-х прикрытые флером «украинизации» и «украинской советской государственности». Ну а о «самой демократической в мире сталинской Конституции» вообще лучше промолчать. Хотя до сих пор есть глупцы, которые заявляют: она провозглашала значительные свободы, вот посмотрите, есть соответствующие статьи! Действительно, есть. Но есть и статья 125, где написано: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам УССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются в Коммунистическую партию (большевиков) Украины, которая является передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляет собой руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Вот так. Вы свободны, но во всем полностью управляемы партией.
Именно эта статья сталинской Конституции (а еще - статьи о «врагах народа») и действовала реально все время существования этого варианта Основного Закона УССР.
О принятой в 1996 году, а затем перелицованной Конституции Украины - речь отдельная. Замечу лишь, что ее наилучшие положения так и остаются на бумаге, а вот наихудшие, открывающие путь к власти автократам и олигархам, не понятно почему, успешно действуют. Поэтому до сих пор остаются актуальными слова: «Коли ми діждемося Вашингтона з новим і праведним законом?»…