Уроки от Демосфена
Как это было в Древних Афинах 23 века назадИ случаются же такие внезапные чудеса — вашему покорному слуге неожиданно приснился Демосфен. Да, тот самый знаменитый оратор античного мира, непреклонный афинянин (384—322 до н. э.), бесстрашный защитник афинской демократии от коварства властолюбивого и деспотичного македонского царя Филиппа ІІ — отца Александра, будущего покорителя мира. Речи Демосфена, в которых он доказывал: каким бы сильным, хитрым и жестоким ни был Филипп — Афины должны бороться с ним (силой, если нужно, до последней капли крови), потому что Афины — земля свободы, город, где было создано первое в мире демократическое государство, а царь Филипп — завоеватель, варвар, в сущности — тиран, угнетатель Древней Греции — эти речи раздавались как гром.
Следовательно, расслабленность, наивность, доверие к Филиппу — путь к рабству, необходимость бороться, несмотря на то, что северный царь друг за другом, подкупом и агрессией, покоряет греческие города — Фивы, Олинф, Коринф, Фокиду, все ближе подступая к Афинам. Враг у ворот!
• Итак, перед моими глазами (это был сон или явь?) появился Демосфен. Высокий, сурового вида мужчина средних лет, худощавый, в длинном белом хитоне, с острыми, проницательными глазами. Я знал, что он погиб 2337 лет назад от рук македонских карателей (его окружили в «неприкосновенном» храме, и он должен был выпить смертельный яд), поэтому удивился и подумал: чтобы могло значить его появление? Однако «воскресший» Демосфен сам все быстро объяснил. Привожу краткое изложение его слов.
— Вы, украинцы, прекрасный, уважаемый народ, такой же вольнолюбивый, как и мы, древние афиняне (ваш замечательный поэт, Евгений Маланюк, называл Украину «Степной Элладой», и недаром) — ныне защищаете свою свободу и демократию. Мы тоже защищали их 2300 лет назад. Мы тогда проиграли, и я, Демосфен, первый афинский политик и оратор в те времена, не хочу, чтобы так же проиграли и вы, противостоя новейшему восточно-северному деспоту. Поэтому хочу дать несколько советов и кое о чем рассказать.
• Я, Демосфен, всегда гордился нашей демократической системой, когда все вопросы управления государством решал лишь сам народ. Но я стал свидетелем краха этой системы, падения свободных Афин, их подчинения Македонии. Это — трагедия моего народа и моей жизни. И как (неотступно думаю я) это могло случиться? Покорились варварам?! Хочу поделиться с вами некоторыми мыслями.
Еще мои великие старшие современники — Платон, Аристотель (мой ровесник), Фукидид, Исократ (не путать со знаменитым философом Сократом) написали много глубоких и интересных страниц о духовном и социальном (прежде всего) кризисе великой афинской демократии, который, собственно, и привел ее, демократию, к гибели. Это был внутренний кризис, более губительный, чем армия Филиппа. Вот что писал Платон: «Внутри каждого государства нашего времени существуют не одно, а два государства, которые жестоко противостоят друг друга, — государство богатых людей и государство бедных» (см. его труд «Государство»). Почти о том же писал и Аристотель в своей «Политике». И еще Платон в «Государстве» говорит о том, что в то время, как богатые (вы их в Украине сейчас называете родным мне словом «олигархи») стремятся лишь к прибыли и наживе, всячески притесняя малоимущих, этим последним ничего другого не остается, как распродавать свое последнее имущество и нигде не находя себе места, жить в крайнем затруднении. Это, естественно, приводит их в движение; они требуют отмены долгов, передела земли и угрожают богатым конфискацией их имущества (замечу, что Платон, используя вашу терминологию, никоим образом не был «популистом», «радикалом» и «мятежником», напротив, он был выходцем из богатой аристократической семьи — просто писал правду!).
• А разве можно забывать о моральном, духовном кризисе знаменитой афинской демократии? В другом труде, «Законы», Платон признает, что в тех условиях недоверия друг к другу (и к государству!), которые тогда сложились в Афинах, человек становится подобен волку в отношении другого человека и начинается «война всех против всех». Аристотель же добавляет к этому, что в афинском государстве остались только рабы и господа, те, кто завидует, и те, кто презирает других (трактат «Политика»). Аристотель искренне стремится примирить враждующие стороны, однако не видит тот средний класс, на который мог бы опереться нормальный порядок. Заметьте, украинцы, это написано 2300 лет назад...
Исократа, моего близкого знакомого, политика, оратора и историка, тоже возмущало огромное количество нищих в Афинах. Он крайне удивляется, когда видит огромную толпу людей в очереди у дома суда, людей, которые ожидали, как счастья, возможности попасть по жребию в число присяжных — потому что это была одна из форм легкого заработка (другой путь заработать — физический труд — считался «достойным» только рабов!). Для «умиротворения» бедноты уже давно, еще за 70 лет до моего рождения, начала практиковаться массовая раздача денег или продовольствия. Я в своих речах не раз возмущался этими раздачами, называя их «развращением народа». Кроме того, в мое время была введена оплата определенному количеству граждан за их участие в заседаниях Народного собрания афинского парламента, за участие в судах; всем свободным гражданам (не женщинам и не рабам!) давались деньги на посещение зрелищ (так называемые «зрелищные средства», которые значительно превышали размер «военных», «оборонных» денег, что их тоже выделяли из бюджета), платились пенсии нетрудоспособным. Но я тысячу раз говорил, что все эти раздачи не спасают от проблем, а, наоборот, лишь приучают людей к беззаботности, безразличию к государственным делам (я видел паразитические толпы граждан, которые привыкли, вместо конкретной защиты Отчизны от Филиппа — слоняться по улицам Афин, передавая друг другу сплетни и сенсационные новости). Аристотель в «Политике» писал, что все эти «социальные» выплаты пропадают, словно в дырявой бочке.
• Итак, граждане были разделены на две неравные части (я говорил об этом): некоторые люди, пользуясь неустойчивостью ситуации в Афинах, «из бедных и незначительных сделались богатыми и знаменитыми», а «богатые уклоняются от выполнения обязанностей по защите Афин, переводя весь этот груз на плечи бедных».
Если же учесть (читайте, украинцы, мои речи), что многие из олигархов начали крайне серьезно беспокоиться за свои состояния и готовы были скорее бросить свое имущество в море (или заключить мир с Филиппом на его условиях, против чего я безумно боролся!), чем отдать его на общественные потребности — причины поражения свободных Афин становятся более-менее понятными. Я назвал их. Выбор за вами, украинцы — наступать ли на те же грабли, как мы 2300 лет назад.