Ужасы Давоса
Международный экономический форум в Давосе завершился, что символично, в день инаугурации Дональда Трампа. И весь форум прошел под знаком этого события. Анатолий Чубайс прямо заявил, что грядущий Трамп равносилен глобальной катастрофе: «Пожалуй, самое точное описание нынешнего Давоса - это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы. Причем, заметьте, по экономике ничего катастрофического не происходит, глобальная экономика росла в прошлом году, в 2017 году ожидается рост - 3-4%, поэтому вся эта нынешняя катастрофа - это чисто политическое явление… Как сказала одна из крупнейших американских участниц, у Трампа-президента есть только две опции: либо он откажется от всего того, что он сказал до сих пор, либо он приведет нас всех к катастрофе». Правда, закончил глава «Роснано», как водится оптимистично: «Если либералы сумеют сделать правильные для себя выводы, это означает, что они сумеют не просто из нее выбраться, а сумеют оседлать и возглавить новую волну».
Тем не менее, российские официальные лица тотчас трогательно встали на защиту нового американского президента. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что никаких ужасов нет, американские бизнесмены уже сейчас, не дожидаясь отмены или смягчения санкций, хотят наладить деловое сотрудничество с Россией, и он встречался с некоторыми из них, и они обещали уже через несколько недель представить конкретные предложения.
На самом деле это – обычные дипломатические разговоры для форумов такого рода, за которыми, как правило, ничего конкретного не стоит. Просто Шувалов постарался, как мог, поддержать голубую кремлевскую мечту о том, что вот придет добрый дядюшка Трамп, отменит антироссийские санкции, и возникнет великая геополитическая дружба между Москвой и Вашингтоном. Хотя, замечу, в шести приоритетных пунктах программы нового президента США, появившихся на сайте Белого дома, отношения с Россией не значатся.
А пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков успокоил журналистов: «Мы не знаем, как в Давосе. Мы в Москве. У нас в Москве все нормально, ужаса нет, работаем». Тем не менее, несмотря на все оптимистические уверения, неопределенность среди мировой экономической и политической элиты сохраняется. Вообще, проведение Давосского форума именно сейчас вряд ли имело большой смысл. Ведь пока нельзя еще с определенностью понять, что будет делать Трамп в экономике. А без знаний об основах экономической политики крупнейшей по объему ВВП страны мира никакие экономические прогнозы просто невозможны.
Наверное, к следующему Давосскому форуму какая-то определенность здесь уже будет. Пока же все больше напоминало гадание на кофейной гуще. Американские же банкиры стремились сделать новому американскому президенту приятное. Например, генеральный директор Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн оптимистично заявил: «Политический курс, взятый Трампом, нацелен на стимулирование рыночной поддержки. Снижение налоговой ставки, расходы на инфраструктуру и другие меры обещают больше, чем предлагали демократы на выборах».
Трамп действительно много чего обещал. Вопрос в том, как его обещания сочетаются друг с другом. Трамп обещает так же вернуть промышленное производство в США и уменьшить импорт из Китая и других развивающихся стран, в том числе продукции, производимой там американскими компаниями, и инвестировать в инфраструктурные проекты на американской территории. Если все это будет действительно осуществлено, то вызовет значительное удорожание товаров и услуг для американских потребителей, рост инфляции и потенциально будет грозить финансовым кризисом, не менее острым, чем кризис 2008-2009 годов.
Пока что Трамп, уже в качестве президента, успел объявить в одном из шести основных пунктов своей программы, что собирается заключать торговые соглашения в интересах всех американцев, что означает выход США из Транстихоокеанского партнёрства и пересмотр условий Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA) под угрозой выхода оттуда США. Как подчеркивается в опубликованной на сайте Белого дома программе, «слишком долго американцы были вынуждены принимать торговые соглашения, которые отвечали интересам вашингтонских инсайдеров и элит, а не трудящихся». Заодно Трамп обещает проводить такую энергетическую политику, чтобы сделать Америку независимой от ОПЕК. Это наверняка приведет к значительному уменьшению американского импорта нефти, в частности, за счет реанимирования угледобывающей промышленности США, и к резкому падению мировых цен на нефть. Кроме того, Трамп грозит Китаю торговой войной.
Если все идеи Трампа будут реализованы, мировая экономика станет более неустойчивой и менее предсказуемой. В этих условиях те страны, которые могут пострадать от действий нового президента США, обратили в Давосе свое внимание в сторону Китая в поисках альтернативы Америке. Речь председателя КНР Си Цзиньпина на открытии Всемирного экономического форума была выслушана с огромным вниманием, а китайская делегация была самой многочисленной. Однако китайский лидер в сущности так ничего и не сказал. Фразы о том, что мировой финансовый кризис возник из-за «безудержной погони за прибылью», что адекватный ответ на текущие тенденции в экономике затрудняет недостаточно эффективное управление, или что научные и технологические прорывы сегодня соседствуют с безработицей, бедностью и ростом региональных конфликтов, звучат солидно, но никого ни к чему не обязывают, в том числе и сам Китай. А обещание председателя КНР не развязывать торговую войну мало что стоит, поскольку такую войну собирается развязать Трамп.
В общем, Давосский форум выявил только то, что мир стал еще менее предсказуемым, и появилось еще больше сомнений в способности сильнейших держав мира и крупнейших корпораций управлять глобальными экономическими процессами и предвидеть их последствиями. Для Украины положительным моментом может стать дальнейшее снижение цен на энергоносители, а отрицательным – возможное углубление мирового финансового кризиса, что сократит предназначенный для нее объем финансовой помощи и инвестиций.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва