В каком историческом времени мы живем?
На хороших чистых скамейках одесского парка имени Шевченко кто-то оставил надписи «Помним 10 апреля» (это дата освобождения Одессы от нацистских и румынских оккупантов). Одновременно по Аллее Славы в том же парке (где, кстати, похоронен не только подпольщик и настоящий герой Яша Гордиенко, другие герои, но и румынские солдаты-оккупанты) прошло шествие одесситов – противников независимости Украины, так называемых активистов Куликова поля.
Президент России заявил, что главное событие прошлого 2015 года - празднование годовщины победы в Великой Отечественной войне. Не научные открытия или изобретения, не основание инновационного производства, не культурное событие ... .Нет – празднование того, что произошло три поколения назад.
В Луганск уже новые оккупанты привезли из Волгограда красное знамя, которое, по слухам, будут передавать из школы в школу в знак празднования победы над нацистами и .... Украиной! Ведь проклятые «бендеровцы» ничем не отличаются от нацистов.
Эти якобы незначительные факты в массе своей поставили ребром давний вопрос: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?». В каком временном пространстве мы живем?
Средневековый человек существовал одновременно в профанном времени, где происходили ее жизненные события, где она работал, рожал детей, бедствовал или роскошествовал, и в мистическом времени, где происходили события земного пути Иисуса. И каждый год он рождался, проходил страдальческий свой путь, умирал и воскресал. Распинали его в том времени, в котором жил человек (отсюда, кстати, и неуемная ярость по отношению к «виновникам» - евреям).
Представляется, что в какой-то степени это средневековое чувство времени является актуальным по крайней мере для определенной части постсоветских обществ. Причем не только для российского, есть адепты того и у нас. Когда это осевое время - в прошлом, когда ценности - исключительно традиционные и меморационные, когда история - это учительница жизни. Люди не понимают, что далеко не каждая традиция может стать ориентиром для жизни в этом, сейчас изменяющемся времени, в обществе риска. Не осознают, что история уже состоялась. Ее нельзя прожить еще раз. Она не является рецептурным справочником на все случаи. Ею не надо спекулировать: это и наносит еще одну, уже посмертную рану ее участникам.
Оставьте историю историкам. История не нуждается, как говорил Марк Блок, в апологии. Она всегда была, есть и будет интересной для тех, кому интересен Человек. Но не прививайте новому поколению тех ценностей и навыков поведения, существовали и были полезными для выживания и развития много лет назад. Средневековье давно закончилось.