Великий Емеля

Идея культурного доминирования присуща не всем народам. Некоторые живут счастливо, «оставаясь сами собой и такие, как есть». Другие из кожи лезут в борьбе за лидерство и страдают от зависти. Нам, конечно, лучше быть счастливыми, чем великими, поэтому идея Украины для человека мне нравится больше, чем лозунг «жизнь за царя». И вот почему.
«Будь самым лучшим, иначе ты не сможешь быть самым счастливым». Этот воспитательный девиз известный американский психолог Эрик Леннард Берн считал причиной глубоких психологических расстройств. Нельзя везде быть первым: рисовать, прыгать в длину и решать задачи по арифметике с одинаковой гениальностью. И без лидерства судьба может сложиться удачно, а первое место на пьедестале статистики не дает гарантию благополучия. Поэтому вера в свои выдающиеся качества хороша до тех пор, пока человек способен замечать успехи других и не обольщаться собственным мнением о себе. Правило распространяется и на страны. По данным многолетних опросов, самыми счастливыми в мире чувствуют себя жители Коста-Рики. Но попробуйте убедить граждан крошечной республики, что они — исключительный этнос и должны подтверждать свою характеристику ежедневными доказательствами, то вскоре получите вместо радующихся жизни людей, депрессивных и закомплексованных субъектов.
Все, что происходит сегодня в российском общественном мнении, — симптом глубокого психологического расстройства. И вызван он не одной политической пропагандой путинского режима. Вся послевоенная история СССР и России связана с практикой искусственного возвеличивания русского этноса и культуры. Кто победил в войне с фашизмом? Русский народ, ответил товарищ Сталин, неожиданно для интернациональной риторики и многонационального государства. Почему богатая недрами страна живет в бедности? Мешает особая стать, гордость и свой путь, о которых постоянно твердит народу его «творческая интеллигенция», православная церковь и местные экономисты, подающие западный рынок с панславизмом в одном флаконе. Рожденные для превращения сказки в быль, идущие по собственной колее, избранники Бога и спасители мира (цитирую российских лидеров общественного мнения) вот уже которое десятилетие убеждают друг друга в своей исключительности. Если бы возвеличивание самих себя поднимало тонус, то кто бы спорил по поводу российского первенства.
Раз людям хочется быть первыми изобретателями телескопов, радио, паровых двигателей, электричества — то на здоровье. Пусть энциклопедии вместе с учебниками истории наполняются пафосом торжества российского гегемонизма. Но, как говорил наш общий классик: «Александр Македонский великий полководец, но зачем стулья ломать?» Русские — выдающиеся люди, но ничем не лучше эстонцев, бурят, якутов, и прочих, и прочих. Не тот на дворе век, чтобы счастливый житель Монголии сходил с ума, возомнив себя правопреемником империи Темучина. Величие, как сон разума, преимущественно рождает чудовищ. И без наблюдения врача лучше не впадать в сомнабулизм великодержавности.
Стремление к военному и политическому доминированию свойственно ранней истории цивилизации. Оно поднимало на ее вершины спартанцев, империю, римлян, династию Чжоу, наполеоновскую Францию... Но во времена фашистской Германии уже не считалось условием прогресса. Замученный в застенках Дуче итальянский философ нетрадиционный марксист Антонио Грамши накануне Второй мировой войны написал труд о теории гегемонии. Он подарил миру уникальный научный инструмент, позволяющий понять природу общественных явлений и предсказать ход исторических событий. Ключевым условием гегемонии государства, нации или социальной группы Грамши считал культурное ядро общества, то есть массу различных взглядов, достижений, открытий и мнений. Чем больше ядро, тем выше доверие людей к системе управления. Разве мы признаем гегемонию США под влиянием слов проповедников и СМИ? Убеждает культурное ядро Штатов: компьютеры, автомобили, уникальные инженерные сооружения, правовая система, оценка интеллекта и труда, словом, все то, что не является пропагандой.
Россия, напротив, в стремлении завоевать симпатии, нажимает на слово. А что делать? Мир не пользуется произведенными там товарами, не смотрит их фильмы, не восхищается чистотой природы, не любуется архитектурными шедеврами. За исключением гастролей музыкантов, или книг классиков, люди почти не соприкасаются с культурным ядром России. А по законам пропаганды, если нет убедительных фактов, то на выручку приходят эмоции. Их не надо проверять, подтверждать, анализировать. Обращение к чувствам национальной исключительности очень выгодно. Оно избавляет от сравнений. Пусть народ живет в убогих, замусоренных городах, но гордится своей национальностью. Школьника проще принять в пионеры, чем дать ему айпод. Измазывая грязью окружающих можно выглядеть опрятным. Ну и так далее. Технология стара, как мир. Правда, ее стоимость всякий раз увеличивается. Одно дело через триста лет после осады Киева вернуться в кибитку кочевника к своим баранам, как это сделали коллеги Батыя. И совсем другое, за три месяца из уважаемой G-8 откатиться к забытой Орде. Без культурного ядра гегемонизм разрушителен. Запретив зеркала, невзрачную внешность не превратишь в эталон красоты, хлюпика не сделаешь силачом, ежедневно убеждая его в богатырских способностях.
Многих из нас шокирует сегодняшнее поведение части россиян, принявших ложную идею своего мирового лидерства, как должное. Но мы должны представлять истоки таких заблуждений и их отголоски в себе. Когда по щучьему велению, по своему хотению, осуществляются заветные желания и, лежащий на печи, парень превращается в счастливчика, правила жизни не подстраиваются под сюжет сказки. Вымысел остается вымыслом. Но если сотни и тысячи людей проникаются верой в гений деревенского лентяя, то сказка превращается в реальность. Кому не снесет крышу при открывшейся возможности без труда и пластических операций стать «добрым молодцем и писанным красавцем». И кто знает, может, в российском культурном ядре Емеля-дурачок означает то же, что и Великий Гэтсби в американском?