Перейти к основному содержанию

Вокруг и около миротворцев на Донбассе

02 июля, 12:23

Со времён незабвенного монтёра Мечникова известно, что согласие есть продукт при полном непротивлении сторон. В вопросе размещения миротворцев ООН в зоне конфликта на Донбассе до полного непротивления ещё очень далеко, но к некоторому согласию прийти, тем не менее, удалось. Правда, не всем и не во всём.

Спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер видит решение донбасской проблемы именно в миротворцах. В своём твиттере он написал: «Мы продолжаем поддерживать миротворческие силы под мандатом ООН, чтобы содействовать имплементации Минских соглашений, однако предложение России относительно "сил" ОБСЕ – идея, обреченная на неудачу». Напомню, что США одобряют размещение миротворческих сил не по российскому сценарию, в котором им поручается лишь охрана линии разграничения (официально – для защиты наблюдателей ОБСЕ), а по украинскому, предполагающему контроль миротворцев над всей зоной конфликта, включая украино-российскую границу. В этом случае из России на Донбасс не смогут больше прибывать ни регулярные войска, ни наёмники, ни техника, боеприпасы и провиант для них.

Позиция Германии по этому вопросу всегда была более осторожной. Но на сей раз её посол при НАТО Ганс-Дитер Лукас согласен с американским дипломатом, подтверждая, что миротворческая миссия ООН должна разместиться на всей конфликтной территории.

Разумеется, ещё ничто окончательно не выяснено. В конце концов, решение о введении миротворцев должен принимать Совет Безопасности ООН, где Россия всегда может воспользоваться своим правом вето (а вот Германия войдёт в него лишь в следующем году). И всё же самая влиятельная страна в мире и самая влиятельная страна в Европе поддержали в этом вопросе украинскую позицию, а не российскую.

Вот только дьявол, как известно, кроется в мелочах. Вспомним ещё раз процитированное здесь высказывание Волкера. Ввод миротворцев на Донбасс здесь назван лишь как средство, а цель – имплементация (попросту говоря, осуществление) Минских соглашений.

Германец был в этом вопросе ещё строже: «Эта миссия должна действовать в поддержку Минских договоренностей. Мы не разделяем мнение, что миссия может заменить Минские договоренности».

Заглянем теперь в судьбоносный документ под заглавием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Он весь заслуживает внимательного прочтения, но в особенности – девятый пункт: «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и конституционная реформа)». Итак, первым делом Украина должна признать особый статус этих территорий, допустить избрание на них органов власти, полномочия которых, согласно примечаниям к пункту 11, не могут быть досрочно прекращены, позволить им образовать «народную милицию», амнистировать всех участников здешних событий (нет нужды говорить, что они же эту «народную милицию» и образуют)…  Сперва всё это – а уж после восстановление государственного контроля над границей.

Между тем, сейчас всё более настойчиво напоминает о себе вопрос: есть ли вообще смысл в Минских соглашениях? Тот же Курт Волкер на Венской конференции ОБСЕ подчеркнул: «В случае с Украиной то, что мы видим, – это не этнический конфликт, это не местный конфликт, это не гражданская война, это не конфликт между россиянами и украинцами. Это конфликт между государством и государством. Это конфликт, в котором Россия размещает свои силы на территории Украины».

Вооружённый конфликт между государствами вообще-то называется войной, вне зависимости от того, объявлена ли она официально. А поскольку стороны конфликта, как признал сам Волкер, суть Украина и Россия, то положить войне конец могло бы только соглашение между ними.

Следовательно, Минские соглашения не способны завершить российско-украинскую войну, поскольку они были заключены не с Россией и ни к чему её (в отличие от Украины) не обязывают. Даже в том документе, который цитировался чуть выше, речь во втором пункте идёт об отводе украинских войск и «вооружённых формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей». РФ здесь вообще не упоминается, и спросу с неё никакого.

Коль скоро американская дипломатия устами Курта Волкера признала Россию стороной конфликта (а истолковать его слова по-другому вряд ли возможно), логика требует сделать следующий шаг и потребовать заключить новое соглашение, в котором Россия не пряталась бы за спину «отдельных районов».

Очевидно, что по-хорошему Москва на это ни за что не согласится, а действовать «по-плохому» пока что мало кто готов – во всяком случае, не США. Поэтому логичнее всего ожидать, что американская дипломатия (а уж европейская тем паче) постарается и впредь усидеть на двух стульях: да, на Донбассе и в самом деле действует Россия, но Украина всё-таки должна исполнять Минские соглашения, подписанные с фейковыми «ДНР» и «ЛНР». Россия же, со своей стороны, не должна никому и ничего. Она, подобно коту Шрёдингера, одновременно и присутствует на Донбассе, и нет.

Тем не менее, публично сказанные слова Курта Волкера – и сказанные не от себя лично, а от имени США – дают в руки украинской дипломатии достаточно серьёзный козырь.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать