Перейти к основному содержанию

Волны Тоффлера и экономика знаний в Украине

30 июня, 11:52

В понедельник, 27 июня, в возрасте 87 лет скончался американский философ, социолог и футуролог, автор книг «Третья волна» Элвин Тоффлер.

После окончания в 1949 году Нью-Йоркского университета в Олбани он сотрудничал с рядом периодических изданий, в том числе был членом редакционной коллегии журнала «Форчун». С 1965 года Тоффлер работает лектором в ряде американских университетов, таких как Корнельский университет и Новая школа социальных исследований, участвует в деятельности Фонда имени Рассела Сейджа и Института изучения будущего. В 1968-1983 годах ученый постоянно приглашался в качестве эксперта и консультант по проблемам стратегического развития в крупнейшие американские корпорации - фонд Рокфеллера, IBM, AT&T и т.п.

В своих работах Тоффлер констатирует наличие кризисных явлений в индустриальной системе, которые связаны с тем, что индустриальный мир вступает в новую стадию исторического развития, стадию технотронной цивилизации, которая уже не поддается законам индустриализма. Продвижение к «новому обществу» происходит в процессе развития супериндустриальной цивилизации. Всемирное признание принесли Тоффлеру его работы по самым актуальным проблемам, стоящим перед современной цивилизацией. Среди них необходимо выделить такие, как «Футурошок», «Потребители культуры», «Доклад о экоспазме», «Предсказания и предпосылки», «Адаптивная корпорация», «Метаморфозы власти» и «Третья волна». На последней следует остановиться отдельно.

ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ ВОЛНЫ

Волновая концепция развития общества Тоффлера - одна из систем периодизации развития общества. Выделяются три основные стадии («волны») развития человечества: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Первая волна цивилизации началась около 10 тысяч лет назад с переходом к оседлости, приручением (одомашниванием) животных, началом выращивания овощей и зерновых культур, что привело к созданию аграрной (доиндустриальной) цивилизации. Характерными чертами первой волны являются:

- крайне медленный экономический рост;

- медленный, но постоянный рост численности населения;

- низкий уровень потребления у подавляющего большинства населения - на грани физиологического минимума;

- разделение труда существовало в достаточно простых формах, хотя и выделилось до 300 специфических ремесел;

- основным видом энергии была сила мышц человека и животных;

- главным средством производства была земля, которую обрабатывали 80-97% населения;

- основной социальный конфликт - вокруг проблем землевладения и землепользования;

- структура общества была жестко иерархической и предопределялась преимущественно неэкономическими факторами - происхождением, принадлежностью, силой, властью, авторитетом и т.п.;

- социальная и пространственная мобильность практически отсутствовали.

Вторая волна цивилизации начала подниматься в XVI веке и привела к созданию во второй половине XIX века индустриальной цивилизации. Ее кодами, согласно Тоффлеру, стали: стандартизация и унификация производственных процессов и продукции, узкая специализация, синхронизация процессов во времени, концентрация производства и капитала, максимизация объемов производства, централизация управления. Особыми чертами второй волны развития цивилизации являются:

- быстрый экономический рост;

- значительный рост численности населения;

- рост потребления, уровня и качества жизни (эти процессы характеризовались нестабильностью, цикличностью и неравномерностью по странам и регионам);

- разделение труда достигло очень высокого уровня;

- основной вид энергии - механическая (паровые двигатели, двигатели внутреннего сгорания и разнообразные генераторы);

- главное средство производства - промышленный капитал: здания, машины и оборудование; в промышленности занято 45-65% трудоспособного населения;

- основной социальный конфликт - между трудом и капиталом;

- социальная структура общества опирается на имущественные факторы и формально не является жестко иерархической;

- социальная и пространственная мобильность существенно выросли.

«СУПЕРИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»

«Третья волна» знаменует собой появление «супериндустриального общества». При этом основное внимание он уделяет переходу от «индустриального» типа общества к «постиндустриальному» или «супериндустриальному». Согласно Тоффлеру, индустриализм представляет собой определенный вид цивилизации со своим особым типом развития, отношением к окружающей среде, образом жизни, ценностными приоритетами и ориентирами, он характеризуется однообразием, монотонным трудом, отчуждением человека и экологическими бедами.

 Цивилизация «Третьей волны» в корне отличаться от капитализма периода «индустриализма», основные принципы которого срабатывают в период перехода общества к экономике самообслуживания. В свое время шесть взаимосвязанных принципов - стандартизация, централизация, специализация, синхронизация, концентрация и максимилизации - программировали поведение людей, цементировали общество на всех уровнях, начиная с производства и заканчивая сферой семьи, досуга и т.д. Однако появление новой технологии, реорганизация производства на основе внедрения новейших достижений науки и техники привели в движение «Третью волну» развития цивилизации, которая разрушает все шесть принципов предыдущей экономики и меняет их на противоположные. Соответственно и производство имеет совсем другой характер (основа которого лежит в электронной базе). При этом происходит как бы возврат к «ручному труду» докапиталистического периода. Появляется возможность почти все делать в домашних условиях. Поэтому это больше промышленность самообслуживания, а не производство товаров для рынка. Производство и потребление как бы сосредоточены в одном месте, создавая некий симбиоз.

 Итак, на смену этике потребления должна прийти этика самообслуживания, которая несет в себе другие ценности и типы поведения. В последней уважение к человеку зависит уже не от имеющегося у него капитала, а от практической отдачи в непосредственной его деятельности. В результате меняется ценность не только отдельного человека, но и общества в целом. По мнению Тоффлера, происходит своеобразная «гуманизация» общества, поскольку, по мере того как обесценивается власть капитала, исчезает и присущий капитализму дух стяжательства.

Вследствие этого возникают возможности для нового типа поведения личности в сфере производства, досуга, культуры, образования. Тоффлер посвятил отдельный раздел «будущей личности». Личность будущего невозможно изображать в терминах предыдущей цивилизации. Ведь речь идет о перевороте во всем внутреннем мире человека, что скажется на его сознании и подсознании.

Поэтому самая идея Тоффлер заключается в том, что человечество вступило на путь ускорения изменений, а это радикальным образом повлияет на весь комплекс жизнезначимых ценностей и ориентиров.

УКРАИНСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ»

В одной из своих работ профессор кафедры менеджмента из Ровенского государственного гуманитарного университета А.А. Князевич подчеркивает, что становление экономики знаний в Украине - это требование современного этапа социально-экономического развития мирового сообщества.

«Необходимым условием для этого является формирование гибкой, активно действующей инновационной инфраструктуры, способной оказывать поддержку субъектам предпринимательства в процессе реализации новых знаний, научных предложений, исследований и изобретений. Наука в обществе знаний превращается в непосредственную производительную силу, но только при условии наличия соответствующей инфраструктуры, которая выступает объединяющим звеном между наукой и производством. При ее отсутствии или фрагментарном формировании научные знания остаются потенциальной, виртуальной силой, которая не в состоянии превратиться в продуктивную», - отмечает ученый.

По ее мнению, важность формирования современной инновационной инфраструктуры значительно увеличивается в связи с подписанием Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. «Это уникальная потенциальная возможность преодоления стагнационных процессов в экономике, повышение инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, осуществление интеграции и специализации в рамках европейского экономического сообщества... Экономика знаний и ее инновационная инфраструктура определяют следующий этап развития национальной инновационной системы на основе сочетания интеллектуального потенциала украинского общества с мировыми экономическими требованиями и диффузией знаний как на международном, так и на национальном уровнях», - пишет Князевич.

При этом акцентирует, что именно подписание соглашения об ассоциации с ЕС для многих отраслей экономики Украины может рассматриваться как инновационная идея, движение на опережение, а такие инновационные преобразования национальной экономики требуют комплексной и всеобъемлющей поддержки со стороны национальной инновационной системы и ее инфраструктуры.

Евгений СЕРЕДА, политолог, психолог, Винница

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать