Перейти к основному содержанию

Второе дыхание для «русского мира»

07 марта, 11:15

Кто не помнит антивоенные марши «Женщин за мир», «Матерей за все хорошее»? Сколько было сказано, в том числе и автором этих строк, о гастролирующих по стране общественных слушаниях, лекциях, семинарах и тренингах, где за деньги неназванных спонсоров распространялись программы примирения русского и украинского народов? А многочисленные организации, раздувающие у украинцев ностальгические настроения по Советскому Союзому и объединению «трех братских народов» под соусом православия, тоски за коммунистическими праздниками, любви к салату «Оливье»?

Кто из нас время от времени не оказывался втянутым в событие, из которого торчали кремлевские уши? Обычно такие сборища были хорошо организованы, многочисленны, но публика, собиравшаяся «поговорить о мире», в основном была безразлична и хотела только пожить в гостинице, поесть в ресторане за спонсорские деньги. Не будем спорить, что ядро сомнительных организованных событий состояло из людей идейных. Здесь тебе и немолодые дамы с пылающими глазами вечных комсомолок, и чудаковатые активисты, не совсем понимающие реальность, и люди, настолько любящие деньги, что им безразлично, во что ради них вступать.

Но следует констатировать, что массовым «движение за примирение» так и не стало. Украинцы проигнорировали предложенную идеологему, которая предлагала подвинуть украинскую национальную идею: ради «языкового понимания», ради диалога внутри украинского общества. Несмотря на критику со стороны патриотов, «примирители» продолжали ездить по стране. На наших глазах строилась единая пророссийская сеть, которая должна была стать основой для реванша «русского мира» в Украине. Ради мира, а как же. Долгое время все эти объединения «умеренной капитуляции» оставались маргинальными по сути и антинациональными по содержанию. Но недавно все изменилось.

Первые звоночки прозвучали, когда большая часть украинских экспертов засветилась на Западе с мирными планами по Крыму и Донбассу. Вспомним статью Пинчука в The Washington Post, чтобы понять уровень «спикеров мира» и влиятельность площадок, через которые распространялась эта идея.

Дальше больше. Уважаемые украинские ученые и журналисты начали печатать в самых влиятельных западных изданиях статьи о расцвете украинской коррупции и праворадикальной угрозе в Украине. Статья философа, профессора кафедры философии и религиоведения Киево-Могилянской академии Михаила Минакова в «Le Monde»— прекрасный образец этой тенденции. Казалось бы. Если Украина обращается к миру устами Мирослава Поповича, то почему бы ей не трактовать реальность статьями Минакова? Просто другое мнение украинских мыслителей на то, что происходит в стране после Майдана. Ездят же по миру Симоненко или одесские активисты  с лекциями об «одесской Катыни». И ничего.

Свобода слова и демократические ценности — это фундамент для построения независимого государства. Все так. Но противники вооруженного отпора, который Украина дает стране-оккупанту, — это открытые адепты «русского мира». Такие же малочисленные и маргинальные, как и финансируемые Россией «движения за примирение». Спикеры же с условно либеральными взглядами — ученые, которые рассказывают о фашизме в Украине, или известные в мире меценаты, которые предлагают договориться по Крыму, — придают антигосударственным предложениям совсем другой контекст.

К примеру, в сентябре 2017 года на стратегическом семинаре-тренинге «Женщин за мир», где при участии Наталии Королевской обсуждался  «женский мирный план», выступал и Михаил Минаков. Так распространяется капитулянтская идеология, якобы исходящая от украинских граждан.  Когда к политическим группам, «близким к народу», присоединяется «интеллигенция», вся идеологическая платформа обретает второе дыхание. Респектабельный лоск накладывается на уже развитую сеть. Создается иллюзия объединения вокруг отмытой от двусмысленности идеи людей мысли и людей действия.

Одновременно с этим та же технология, только направленная на разрушение, применяется сегодня против проукраинских инициатив. Условное движение «Первое декабря» отделяется от условного активиста, добровольца, патриота из народа. Созданное Майданом объединение мыслящих и активных прослоек украинского общества вокруг спасения страны, искусственно «разбирается». Национальная идея обескровливается.

«Михомайдан» здесь — прекрасный образец того, как искусственно создается разрыв между проукраинской частью граждан. Те, кто еще вчера говорил друг другу, что готов работать сообща ради построения страны, вместо создания общих политических движений, спорят относительно целесообразности бунта и подозревают в продажности друг друга. Если понимать механизмы массовой коммуникации, нетрудно увидеть побочные процессы. Там, где у «нас» убывает, в коллективных «них» — прирастает.

Сегодняшняя Украина делится не на тех, кто критикует власть, и тех, кто восхваляет ее, а тех, кто хочет существования независимого украинского государства, и тех, кто планомерно работает на ее уничтожение. Невозможно не замечать, что разведение по разным углам украинских патриотов и украинских мыслителей, которые думают об украинской национальной идее, наносит вред прежде всего нам всем.

Украинское общество всегда умело найти причины для ссоры и недоразумения. Особенно когда такие причины угодливо подбрасывались внешними силами. Но способно ли оно найти в себе точки для единения? Найдет ли внутренние ресурсы, чтобы объединиться вокруг базовых национальных ценностей? Пока не стало слишком поздно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать