Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Выход есть – это Босния»!?

Кто и зачем пропагандирует в Украине опыт примирения по образцу Боснии и Герцеговины
11 декабря, 21:01

Украина должна учиться, как преодолевать последствия военных конфликтов, на боснийском примере. Такую точку зрения внушает зрителям программа телеканала «До ТеБе», которая так и называется: «Выход Есть! Босния и Герцеговина - выход из послевоенного кризиса». Журналисты из Донецкой области (Краматорск) сняли серию сюжетов об этой балканской стране, работая в Сараево вместе российскими коллегами под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Организатором проекта выступил Офис ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, руководитель которого, Дуня Миятович, когда-то сама жила и работала в Боснии.

Для всех, кто знаком с балканскими реалиями, пример мирного урегулирования в БиГ никак не может быть ориентиром для Украины. Во-первых, потому, что он... так и не был до конца реализован. Единственное, что получилось у международного сообщества - это прекратить боевые действия. Но построить потом жизнеспособное государство - нет.

Официально Дейтонское соглашение по урегулированию ситуации в Боснии и Герцеговине было подписано ровно 21 год назад - 14 декабря 1995 года. БиГ спланировали как единое государство, но в формате конфедерации. Сначала были созданы два автономных образования, боснийско-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская; затем, в нарушение Дейтонских соглашений, возникла еще одна отдельная административная единица - округ Брчко, статус которого вообще толком не определен.

Хотя Дейтон и положил конец боевым действиям, он оставил БиГ с практически неработоспособной государственной структурой: страной до сих пор, через два десятка лет после подписания Дейтонского соглашения, управляют внешние управляющие - эмиссары из Европы и США. Планы по развитию новой, единой политической нации тоже провалились.

Ситуацию в экономике характеризует такой пример: по официальным данным, в БиГ почти 30% безработных, по неофициальным - 50%, среди молодежи - более 60%.

Ситуацию по вопросам безопасности в стране можно назвать хронически кризисной. В Боснии и Герцеговине до сих пор присутствуют миротворцы, причем буквально месяц назад СБ ООН принял резолюцию о продлении ИХ мандата.

Сегодня все чаще звучат требования к пересмотру Дейтонского соглашения - тем более что в этот документ уже внесены десятки поправок, а в некоторых пунктах он просто не выполняется.

Недавно в Республике Сербской, вопреки запрету Конституционного суда БиГ, но при открытой поддержке России, состоялся референдум, на котором жители РС решали судьбу празднования дня независимости этого региона. Этот контроверсионный вопрос вызвал наибольший внутриполитический кризис в стране со времен окончания войны. Региональные политики говорят прямо: РФ ведет гибридную войну в Боснии и Герцеговине на стороне Республики Сербской и дестабилизирует таким образом весь регион.

На этом фоне попытки ОБСЕ рекламировать в Украине боснийскую действительность выглядят несколько странными.

Соорганизатор этого проекта, первый секретарь Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко, считает, что главным в материале «До ТеБе» и вообще в проекте является не рассказ о «весьма проблемном» «боснийском примирении», а тот факт, что Сараево стало «площадкой для совместной журналистской работы молодых коллег» из Украины и РФ. Но согласиться, что столица БиГ была выбрана в качестве всего лишь фона для российско-украинского «медиапикника взаимопонимания» с буреками и кофе, невозможно. По каким-то причинам Дуня Миятович решила показать украинцам «хорошую, мирную Боснию», поэтому в сюжетах телеканала «До ТеБе» присутствуют люди, которые занимаются примирением и объединением БиГ, вместе с тем нет противоположных точек зрения и нет последних новостей из жизни страны. Зачем это делается?

Ответ очень простой. Еще в начале года журналист Роман Цымбалюк (корреспондент УНИАН в Москве) писал: «У главы МИД РФ Сергея Лаврова в неформальной обстановке спросили, чего хочет добиться Кремль в Украине. Ответ был очень лаконичным: Россия хочет превратить Украину во вторую Боснию. ...Москва делает все возможное, чтобы, отвлекая внимание от захвата Крыма, создать в Украине анклав, не подчиняющийся центральной власти. Роль Республики Сербской, по замыслу московских кукловодов, должны сыграть карикатурные «ДНР» и «ЛНР». Именно через них планируется блокировать евроатлантическую интеграцию Украины, требовать внеблоковый статус и пробовать протолкнуть другие свои невыполнимые «хотелки»: федерализацию и предоставление русскому языку статуса государственного».

То есть получается, что одно из подразделений ОБСЕ под маркой налаживания российско-украинского журналистского диалога, который сам по себе уже вызывает удивление и возмущение, продвигает идеи Кремля по популяризации «боснийского варианта» в Украине?

...Интересно, что стало для НСЖУ мотивацией для участия в этом проекте?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать