Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Зачем России «псевдомистрали»

01 июня, 14:42

Россию заподозрили в попытке скопировать французские вертолетоносцы «Мистраль». Американское издание Forbes обвинило Москву в том, что строящиеся сейчас на российских верфях универсальные десантные корабли фактически являются копией «Мистралей», сделку по продаже который Франция расторгла шесть лет назад из-за российской оккупации и аннексии Крыма. По этому поводу Forbes философски замечает: «Если не можешь купить, укради». Издание обращает внимание на сообщение ТАСС от 22 мая о том, что российское правительство заключило контракт с судостроительным заводом в Керчи на 1,4 млрд. долларов на постройку двух десантных кораблей проекта 23900. Больше похожие на небольшие авианосцы (хотя использовать их в качестве авианосца в принципе невозможно), эти десантные корабли водоизмещением 25 000 т несут на себе 25 больших вертолетов, экипаж и 900 морских пехотинцев с необходимым вооружением, боевой техникой и десантными средствами для высадки. Проанализировав изображение нового корабля на фотографии, опубликованной одним из пользователей «Живого журнала», на котором Владимиру Путину представляют проект, эксперты Forbes пришли к выводу, что новый корабль чрезвычайно похож на французский «Мистраль» и фактически является его «клоном», правда, обладая бОльшим стандартным водоизмещением – 25 000 т вместо 16 500 т у «Мистралей».

По мнению американских экспертов, сейчас, в том числе из-за операции в Сирии, Россия нуждается в более крупных десантных кораблях, чем ныне существующие большие десантные корабли – 15 проекта 775 (Ropucha по классификации НАТО) и 4 проекта 1171 (Alligator по классификации НАТО), водоизмещение которых составляет около 4000 т. Замечу, однако, что никаких признаков того, что существующих БДК недостаточно для выполнения миссий, реально осуществляемых российскими вооруженными силами, пока что не выявлено. Снабжение российской группировки в Сирии, равно как и ротация там личного состава, до сих пор осуществляется без каких-либо проблем. Никаких более крупных операций сейчас российский флот не осуществляет. С другой стороны, ни одно из постсоветских государств, не входящих в НАТО, но обладающих флотом, а это Украина, Грузия и Азербайджан, не обладают даже БДК, сравнимыми с теми, которые есть сейчас у российского флота. В случае же гипотетического нападения России на эти государства будущие российские корабли проекта 23900 будут явно избыточными. Западные эксперты, однако, не сомневаясь, что Россия действительно пытается скопировать «Мистраль, далеко не уверены, что ей это удастся.

У меня такой уверенности тоже нет. Во-первых, вряд ли российские «псевдо-Мистрали» обойдутся в заявленную сумму 700 млн. долларов каждый, даже не принимая во внимание коррупционную составляющую, несомненно, в данном проекте присутствующая. Керченскую верфь для строительства российских вертолетоносцев проекта 23900 наверняка придется модернизировать, и это обойдется в копеечку. Кроме того, в области вооружений и боевой техники копирование чужих образцов (по лицензии или пиратским образом), дело обычное. И опыт показывает, что вид вооружений, скопированный пиратски, без участия оригинального производителя, обходятся значительно дороже, чем «родные» образцы. И, конечно же, нет гарантий что «псевдомистрали» удастся построить. Конечно, построить их легче, чем ударный авианосец, но гораздо труднее, чем единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», тем более, что Франция помогать не будет.

Но главное в другом. Что покупавшиеся у Франции «Мистрали», что ныне проектируемы универсальные десантные корабли-вертолетоносцы проекта 23 900 России, по большому счету, не нужны. Для выполнения текущих миссий российскому флоту вполне хватает уже имеющихся БДК. Для решения же будущих сколь угодно амбициозных задач «псевдомистрали» все равно никак не пригодятся. Возьмем самую крупную из таких гипотетических операций – большой десант на черноморское побережье Украины. Однако Украина располагает достаточно боевой авиацией, а теперь появились и современные противокорабельные ракеты «Нептун», и для того, чтобы использовать для высадки десанта корабль проекта 23900, необходимо будет прежде полностью нейтрализовать украинскую авиацию и ракеты, что не так-то просто сделать.

Весьма показательно, что в ходе маленькой победоносной войны стран НАТО против Муаммара Каддафи Франция сначала рассчитывала обойтись «малой кровью», отправив к берегам Ливии только «Мистраль». Но в итоге пришлось, в конце концов, послать туда полноценный ударный авианосец «Шарль де Голль». А у России такого авианосца просто нет. Да и очень сомнительно, что в случае, если, не дай Бог, возникнет полноценная русско-украинская война, Россия будет тратить время и ресурсы на организацию сложной десантной операции. Скорее она постарается использовать свое подавляющее превосходство в сухопутных вооруженных силах и вооружениях и начнет наступление по всей линии российско-украинской границы. Еще более бесполезны «псевдомистрали» в еще менее вероятном крупномасштабном вооруженном конфликте России с государствами НАТО. В этом случае время жизни кораблей проекта 23900 будет исчисляться немногими минутами. Разумеется, эти корабли можно использовать как обычные БДК, уже имеющиеся в российском флоте, например, для высадки десанта на побережье стран, не обладающих сколько-нибудь современными и сильными системами противовоздушной и противокорабельной обороны. Но для выполнения свойственных «ропучам» и «аллигаторам» миссий «псевдомистрали» явно избыточны, примерно в шесть раз, как по водоизмещению (25 000 т), так и по стоимости (700 млрд. долларов, а фактически выйдет гораздо больше).

Зачем же российские адмиралы и политики так упорно гонятся за тоннажем и стоимостью при строительстве боевых кораблей, совершенно безотносительно к их функциональной роли? Коррупционная составляющая здесь, конечно же, присутствует, по принципу: чем больше сумма заказа, тем больше можно украсть. Но дело не только в этом. Путин и его генералы и адмиралы хотят, чтобы и в армии, и во флоте все было как «у больших», т. е. у действительно великих морских держав. А для этого, как думают российские адмиралы и как думали их советские предшественники, надо, чтобы в российском флоте были большие корабли, а уж как их использовать, это, по большому счету, неважно. Именно поэтому после Второй мировой войны в СССР в больших количествах строили тяжелые крейсера, которые морально устарели еще до 1939 года и которые потом при Хрущеве пришлось за ненадобностью и из-за дороговизны содержания пустить на металлолом. В Америке сначала определяют, для каких функций им нужен новый корабль, а затем строят его строго с учетом будущих функций. В России же сначала копируют у других какой-нибудь большой корабль, а затем, уже после постройки, начинают думать, как его можно использовать. «Псевдомистрали» – аглядное тому подтверждение.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать