Заигрались
Вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины о запрете игорного бизнеса на территории государства. На востоке страны, по официальной информации, созданы постоянные мобильные группы, в состав которых входят следователи, оперативники Управления спецрасследований Генеральной прокураты и представители других подразделений, которые круглосуточно будут выявлять и документировать факты осуществления незаконного игорного бизнеса.
Что это значит и действительно ли подобные запреты будут способны уменьшить количество «игроков», которые буквально попадают в психологическую и материальную зависимость от пагубной привычки, которую называют игроманией?
Население Украины принято считать небогатым. Правда, если посмотреть на количество иномарок, которые курсируют по городам, в это поверить трудно. И тем более в условиях кризиса, трудно себе представить, что и без того небогатый народ будет «спускать» собственные средства в игровых автоматах. Но в том то и дело, что ситуация гораздо сложнее и имеет ряд составляющих, где решение данной проблемы состоит не только в административных мероприятиях, но и целом комплексе работы с населением.
Прежде всего, представим себе, как выглядит типичный центр для игроков. Как правило, это помещение без окон и часов, с приглушенным светом, когда время просто не ощущается, барной стойкой, приятными запахами и вежливым персоналом. Идеальные условия для пассивного отдыха и ... неконтролируемого расходования средств без всякого практического смысла.
Проигрались? Азарт затмевает глаза. И, несмотря на то, что подобные заведения никогда не бывают в «минусах», а значит, игроки обречены в конце концов проигрывать, люди продолжают игру. Ради чего? Ради того, чтобы насытить пустоту своей жизни какими-то эмоциями и надеждой на «фарт», иначе говоря - Фортуну. Это своего рода пагубная попытка уйти от реальности.
Закончились деньги? Можно взять средства из заначки. Если ее нет, то взять в долг у соседа. Если и эти варианты не сработали, то вблизи всегда ломбард или «комиссионка». Они, как грибы, появляются рядом. Можно срочно сдать кольцо, телефон или еще что-то личное или украденное у людей или семьи. «Вот отыграюсь и верну» - типичная отговорка такого человека.
Как следствие, формируется огромный слой людей, которые выносят из дома все что можно. Разрушаются семьи и судьбы. Более того, некоторые идут на преступление. Граница между вроде бы развлечением с ярким экраном и кнопкой и пропастью очень тонкая. К тому же не всем заметная.
Безусловно, деятельность «наливаек» с дешевым ядом вместо водки, казино, других игорных заведений, проституции, сбыта наркотиков и т.д. не может происходить без «крышевания» правоохранительными органами. Чтобы они не заявляли и какие бы официальные «отмазки» не придумывали, формула обеспечения расцвета упомянутых соблазнов является классической и существовала еще до независимости Украины. И это надо понимать четко, когда мы слышим от высоких должностных лиц о борьбе с пороками общества, о запретах, рейдах и тому подобное. Любой «наезд» с их стороны только повышает ставки, а значит доходы взяточников. А сомнительные субъекты по возможности просто уходят в тень, где они уже не могут быть контролируемыми. Итак, когда мы слышим от государства, что оно что-то запрещает, то между строчками с уверенностью можно прочитать - кто-то хочет получать больше. Ведь при этом качественную работу с людьми никто не проводит. При том, что на каждом углу мы можем увидеть объявления об избавлении от алкоголизма, курения и игромании. Тоже неплохой бизнес, который всегда будет существовать, как и человеческая сущность.
В конце концов, если вспомнить те или иные запреты, заявленные государством, то увидим, что запрещенные пороки только находили новые формы своего воплощения. В США «сухой закон» породил неконтролируемый расцвет мафии, в том числе в лице знаменитого Аль Капоне. В СССР тогдашний генсек Михаил Горбачев дошел до того, что начал вырубать крымские виноградники, чтобы бороться с алкоголизмом. В конце концов, те, кто не мог купить водку, начинали «гнать брагу», или становились наркоманом. Количество наркозависимых в СССР в конце 1980-х годов резко возросла. «Нам спиртное ни к чему, я отвечу почему - это удовольствие дорогое», - пела тогда известная экстравагантная группа «Сектор газа», предлагая вместо водки употреблять наркотики - «кругом мак и конопля». То же касается и игр. Как-то все забыли о наперстках и картах. И это при том, что некоторые украинские олигархи свою карьеру начинали именно с этих «фокусов».
Поэтому в упомянутом вроде положительном решении Кабмина Украины нет главного ответа - как лечить общество и как бить по рукам тех, кто «крышует» упомянутые сферы. А значит - как не запрещать, а контролировать.