Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Зерно отдельно от плевел

или Как противодействовать щупальцам «русского мира»
31 января, 14:46

Эмоциональная дискуссия, импульс которой дал блог в Фейсбуке директора Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича (для упрощения назовем ее «дискуссией о Высоцком, Булгакове и Цое» – надеемся, что читатели поняли о чем, собственно, идет речь), – кажется, эта дискуссия не только начинает стихать, но, по крайней мере, переходит в более рациональный режим. Это хорошо, ведь сторонники противоположных позиций имеют возможность несколько «охладеть» и «сверить часы». А речь, между прочим, идет об очень важных вещах, и как раз здесь будет весьма уместно вспомнить слова Гете: «Говорят, что между двумя крайними позициями, посередине находится истина. Это – не так, там находится проблема». То есть, нужно копать «глубже».

О чем  спорят? Во втором, несколько смягченном, заявлении Владимир Вятрович акцентировал на том, что он не призывает к запрещению Высоцкого, Булгакова, Цоя или других известных деятелей российской культуры (кстати, как убедился автор этих строк, в «сети» несколько похожие призывы уже есть – потому что идет война с Россией, поэтому все российское является априори враждебным…»). Вятрович только обращает внимание общества на то, что упомянутые имена могут быть инструментами российского имперского идейного влияния в Украине, стать щупальцами «русского мира», что опасно для народа, для нашей национальной идентичности. Следует сказать, что это вещи очень серьезные. И здесь нужно тщательным образом разобраться, несмотря на то, что в «сети» есть и такие отзывы: «О чем вы спорите, идиоты?! Экономика в таком кризисе, а вы…»

Может ли творчество Булгакова, Высоцкого, Цоя стать орудием российских идеологических манипуляций в условиях войны? Следует быть честным –  да, вполне может! Так же, как и творчество Шиллера нацисты в 30-х годах стремились поставить на службу «арийскому миру» (какие роскошные костюмированные фильмы тогда снимались о жизненном пути этого гения!). То же делали они и с творчеством Вагнера, Ницше и Гегеля (стоит признать, что эти великие, однако… так сказать…   «неоднозначные» в своих взглядах люди давали для этого определенные поводы – это тема отдельного разговора). А разве не использовали наследие знаменитого Редьярда Киплинга для пропаганды величия «Британского мира» (он таки был величественным, только, боюсь у ирландцев, достаточно большой части шотландцев и индийцев – несколько другое мнение). А разве величайший норвежский писатель, Нобелевский лауреат Кнут Гамсун не пропагандировал в свое время идею  Третьего Рейха?

Следовательно, выход здесь очень простой и в то же время сложный: взрослеть, читать и изучать творчество выдающихся деятелей культуры из первоисточников (!), а не на основе стереотипов, часто крайне примитивных. Тогда мы поймем, что наследие действительно выдающихся людей нельзя возводить только к политической составляющей, хотя и она очень важна (между прочим, замысловатые советские литературоведы когда-то писали так: «Конечно, Достоевский – реакционер, но мы берем его творчество себе, потому что объективно он...»). Тогда нам станет понятно, что Цой – никоим образом не только «игла, наркотики, надрыв»; лучше вспомним его знаменитую песню – призыв времен Перестройки «Перемен, мы ждем перемен», и что Булгаков – более сложное явление, чем стереотипный «Мастер». Можно не воспринимать его роман, однако страницы, посвященные духовному поединку Понтия Пилата и Иешуа, – это глубоко и серьезно; при этом, да, действительно, Булгаков был украинофобом, и на этом играли, играют и будут играть.

Отдельно стоит сказать о Высоцком. Знают ли все, что перу этого «барда», «любимца судьбы», (заграница, концерты, машины, деньги, женщины…) «наркомана», даже «агента КГБ» (пишут и такое) принадлежат такие беспощадные, к себе в первую очередь, строки:

Я никогда не верил в миражи,

В грядущий рай не ладил чемодана.

Учителей сожрало море лжи –

И выплюнуло возле Магадана.

И я не отличался от невежд,

А если отличался, очень мало.

Занозы не оставил Будапешт,

А Прага сердце мне не разорвала.

Это написано в 1979 году, за одиннадцать месяцев до смерти. В определенном смысле, итоговое стихотворение. Не правда ли, читатель, что именно из этой исповедальной поэзии понятно, можно ли считать Высоцкого орудием пропаганды  «русского (а точнее «рашистского») мира»?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать