На Ровенщине почтили память погибших в битве под Гурбами

На Ровенщине почтили память повстанцев, погибших в битве под Гурбами. Она стала самой массовой в истории УПА. Бой проходил в пасхальные дни в 1944 году на границе Ровенской и Тернопольской областей близ села Гурбы Здолбуновского района. Исследователи считают, что он был достоин спартанского. Ведь 35-тысячному войску НКВД противостояли примерно 5 тысяч украинских повстанцев. Советское командование имело целью вытеснить из лесов украинских повстанцев и разбить их. Но этого сделать не удалось. Воины УПА прорвали оцепление и сумели вывести почти три тысячи бойцов. Однако там остались крестьяне, тяжелораненые, медсестры. Всех их жестоко убили.
Память повстанцев, погибших под Гурбами, чествуют ежегодно. В этом году там отслужили панихиду, а затем пели повстанческие песни.
«В этой битве сошлось 5 тысяч бойцов УПА, часть из которых была только что мобилизована и не имела оружия, и 35 тысяч НКВДшников. Там была и танковая бригада, и артиллерия, и авиация, и бронепоезд. Речь идет о надежных и отборных частях. Примечательно, что перед событиями в Гурбах они выселяли чеченцев из родных мест. То есть с одной стороны были до зубов вооруженные советские войска, а с другой – полувооруженные бойцы УПА. Вообще о «бандеровцах» советская власть рассказывала как о топорниках, которые стреляли из-за угла ржавой пулей. Однако в битве под Гурбами получилось с точностью наоборот. Вообще ее цель заключалась в том, чтобы уничтожить повстанцев. Поэтому и бой был открытый. Но советское командование просчиталось, - комментирует историк, исследователь Гурбенской битвы Олег Тищенко. - Дело в том, что куренные командиры УПА были очень опытные и дали хороший отпор. Вообще битва шла на площади в 10 квадратных километров. Это была круговая оборона, ведь повстанцев взяли в кольцо. В течение трех дней велись очень интенсивные бои. Считается, что со стороны НКВДшников погибло 700 человек, были подбиты 5 танков. Между тем, по свидетельству самих повстанцев, они потеряли 365 бойцов. Но это не считая раненых, которые были в полевом госпитале, медсестер, которые не захотели их оставлять, и гражданского населения. Вообще, что касается потерь то со стороны советских войск они, скорее всего, были вдвое больше, чем те, о которых заявили, а со стороны повстанцев погибших было больше в полтора раза. Большевики называли операцию успешной, мол, разбили банду украинско-немецких националистов. А повстанцы считали бой трагическим, но победным, ведь дееспособные силы удалось сохранить. Поле боя осталось за большевиками, но армия восставших не была разбита. Их не уничтожили».
Татьяна ИЛЬНИЦКАЯ, Ровно