Венедиктова: Римский статут даст Украине новые возможности в суде в Гааге

Ратификация Римского статута ускорит расследование преступлений в Крыму и на Донбассе, а также позволит Украине воспользоваться возможностями Международного уголовного суда (МУС), в частности, ускорить процесс привлечения к ответственности виновных в преступлениях в оккупированном Крыму и на Донбассе.
Как сообщает Укринформ, об этом после встречи с новым главой Международного уголовного суда (МУС) Каримом Ханом сказала журналистам генеральный прокурор Украины Ирина Венедиктова.
"Ратификация Римского статута весьма необходима. Во-первых, это демонстрация того, что мы доверяем правосудию, к которому обращаемся. Во-вторых, мы получим инструменты. Нам нужно не только ратифицировать, но и одновременно имплементировать в Уголовный процессуальный кодекс Украины те инструменты, с которыми прокурор уголовного суда придет расследовать. Также это даст нам возможности", - сказала она.
Генпрокурор отметила, что встреча с новым главой Международного уголовного суда (МУС) Каримом Ханом была очень правдивой и профессиональной. Она проходила за закрытыми дверями. В частности, речь шла о продолжении эффективного сотрудничества и 24 информационных сообщениях, которые были переданы относительно военных преступлений и преступлений против человечности на территории оккупированного Крыма и Донбасса.
Стоит отметить, что по случаю встречи в Гааге над зданием Международного уголовного суда (МУС) развевался сине-желтый флаг.
Напомним, в октябре 2021 года генеральный прокурор Ирина Венедиктова подписала два новых сообщения в Международный уголовный суд - о «парадах военнопленных" в ОРДЛО и разрушении мостов оккупантами в Донецкой и Луганской областях.
Представление Офиса генпрокурора касается фактов публичного унижения украинских военнопленных, задержанных представителями незаконных вооруженных формирований самопровозглашенной «ДНР».
Другое сообщение касается нападений на мосты и разрушения мостов в Донецкой и Луганской областях, пострадавших от боевых действий. Это данные о 43 инцидентах в период с мая 2014 года по январь 2019 года. Эти факты могут быть квалифицированы Офисом прокурора Международного уголовного суда как военные преступления по статье 8 Римского статута, а именно: умышленное направление нападений на гражданские объекты во время международного вооруженного конфликта или уничтожение имущества противника в международном вооруженном конфликте.
Всего в Офис прокурора МУС уже направлено 24 информационных сообщения, половина из них - в 2020-2021 годах.
Офис прокурора Международного уголовного суда в декабре 2020 года принял решение о завершении предварительного изучения событий в Украине, связанных с международным вооруженным конфликтом на Донбассе и в Крыму. Завершение предварительного расследования означает, что по его результатам преступления, которые произошли в Крыму и на Донбассе, могут быть полноценно расследованы. Решение об открытии полноценного расследования фактов совершения военных преступлений и преступлений против человечности в условиях вооруженного конфликта должна принять судебная палата МУС.
Нарушение норм международного гуманитарного и уголовного права Офис прокурора Международного уголовного суда анализировал с 2015 года. За время вооруженной агрессии Украина отправила в уголовный суд 15 информационных сообщений о тяжких военных преступлениях и преступлениях против человечности. Украина передала на рассмотрение уголовного суда в Гааге два заявления. Первое - события на Майдане. Второе - Крым и Донбасс.
Международный уголовный суд был учрежден на основе Римского статута. Ратификация Римского статута означает распространение компетенции действия МУС на государства, которые его ратифицировали. На сегодня это более 100 стран.
20 января 2000 года Украина подписала Римский статут МУС, но не ратифицировала. И хотя Украина не является государством - участником Статута, это не помешало ей обратиться в МУС, ведь сам Римский статут предусматривает такую возможность для стран, которые его подписали.
В то же время Россия отозвала свою подпись под Римским статутом. Однако это не препятствует преследованию российских граждан за преступления, совершенные на территории Украины.