Нечто о контрастах
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110804/4137-12-1.jpg)
Часто, обсуждая туристические поездки, мы по традиции «странами контрастов» называем Китай, Индию, Афганистан или Бразилию, но никоим образом не родную Украину. Из всех выразительных контрастов у нас испокон веков был один генетический, а точнее, так сказать, цивилизационный Рубикон, который наш народ все еще не может преодолеть, — контраст между потенциалом нации и реальным жизненным уровнем украинского народа. Не потому ли охотно радуемся громким и бессмысленным ритуалам, как, например, увековечение «народа-победителя», пытаясь тем самым компенсировать неопровержимый и оттого еще более досадный контраст: поразительную социально-экономическую отсталость страны-победительницы по сравнению с достижениями побежденного 66 лет тому назад ныне самого могучего европейского государства.
Другого порядка, однако из той же национальной мантры выделил недавно еще один, как по мне, странный контраст. Наши образование, знания, наши усилия в создании «страны специалистов», способных к «самостоятельному мышлению», оказываются бессильными перед общественными язвами и социальными неурядицами. Скорее всего, потому что мы — хронические приспособленцы, бесцветная будничность не только поглощает нас, но и выхолащивает у нас способность к самореализации, защите исторической памяти народа, сопротивлению невежеству, насилию, хамству. И не вообще где-то, когда-то, потом. А совсем рядом, сейчас и непременно...
Мотивацией для такого обобщения стали несколько будничных информационных поводов, которые появились недавно — в июне. Самый свежий — актуальное интервью в газете «День» № 109-110 за 24 июня с ректором Национального университета «Острожская академия» Игорем Пасичныком об итогах учебного года. Умный диалог журналиста с ректором, поучительные сентенции, дельные пропозиции ученого. Особенно в части прорыва в развитии «когнитивной психологии» (исследование внутренних умственных процессов), организации лаборатории когнитивной психологии при академии, которая будет сосредоточиваться на процессах решения житейских проблем, свойствах памяти, языковых процессах и тому подобное.
Следующий информационный повод — мое путешествие из Львова в Киев по международной автомагистрали в направлении Житомира через Здолбунов и Острог ради ощущения дыхания малой родины. Тихой и цветущей, утопающей в садах; с заводями рек, озерами и рощами, где в селах с беленькими хатами и люди веселые — ведь здесь, как и во всей православной Украине, люди отмечали Святую Троицу. Уже проезжая привлекательный и уютный Острог, с неповторимым ощущением присутствия в этой Богом избранной украинской «стороне» особенного ореола знаний и векового свободомыслия, я обратил внимание на несколько дорожных указателей. На них — расстояние до сопутствующих Острогу не менее Богом избранных святынь. Самая первая из них — Почаевская лавра. Сто с лишним километров. Два часа езды — и ты наедине с церквями и кельями; если не первого, то и не второго по значимости для православия величественного, божественной красоты храма. Однако нехватка времени тогда не позволила внести изменения в маршрут. Решил: до первого подходящего случая.
А недавно, в подтверждение моих размышлений о контрастной украинской действительности, появился третий информационный повод, который, думаю, надолго отбил у меня желание посещать Почаев. Сын с друзьями в составе туристической группы еще в солнечные июньские дни имел возможность поклониться святым и духовно чистым иконам Почаевской лавры; прикоснуться к истории; к наглядным и нередким примерам самоотверженного служения Богу, Церкви, пастве почаевских канонизированных святых. К сожалению самоотреченцев давних и незапамятных времен, для многих нынешних служителей Лавры их мученические подвиги и добродетели, скорее всего, — случай заниматься восхвалением себя, безгрешных, а не быть примером для наследования.
...Уже в микроавтобусе, рассказывал сын, едва успели скрыться золотые киевские купола, гид — и по совместительству монах-агитатор — дал понять мирянам, храм какого патриархата они имеют намерение посетить. И если, не дай Бог, в группе кто-то когда-то имел неосмотрительность исповедоваться в церкви другой конфессии, — тогда не сетуйте, предупредил монах, и будто в воду глядел. Все, что услышали и увидели путешественники в дальнейшем в Лавре, напоминало сюжеты из хорошо известных кинофильмов о крестовых походах ради господства единственно правильной Церкви, единственной канонической веры.
Правда, для киевлян на этот раз богомолье прошло без средневекового кровопролития, но с локальными «пинками». Да-да, когда по требованию батюшки в церкви — перед иконой или перед алтарем — кто-то сознавался о посещении служб в монастырях другой конфессии, например, Выдубицком, Святого Юры или Михайловском Златоверхом, или крестил детей не в «канонической» церкви, монахи-надзиратели немедленно поддавали его обструкции, запрещали совершать любые поминальные или животворные ритуалы и выставляли из церкви как богохульника. А дальше — «отступников» сопровождали одиозные типы неказистой внешности, преисполненные желания расправиться за высказывание о красоте Украины, за уважение к родному языку, к исторической правде.
Одним словом, грубость, хамство, словоблудие. Непослушных стремились как можно больнее наказать на протяжении всего времени пребывания группы в Лавре, на каждом метре надежно огражденной от всего украинского культовой территории. И тогда отдельным мирянам приходилось на хулиганские выпады зомбированных двуногих псов давать надлежащий отпор. Помогало. К счастью, обошлось без протоколов блюстителей порядка...
Выслушав рассказ сына, не мог не спросить о, возможно, брошенном в адрес монахов неосмотрительном слове, о каком-либо обидном поступке, неожиданном стечении обстоятельств, влиянии космических вспышек и т.д. Однако сын опроверг сомнения, отметив, что и другим паломникам постоянно перепадает, а обитатели окружающих сел вообще уже не удивляются тамошним странным приемам.
Досадно — на календаре 2011 год. Время духовного подъема края, 20-я годовщина Независимости Украины, и такое хищное антиукраинское шипение: «Смиритесь, покайтесь — и вас, возможно, еще вернут в лоно правильной Церкви!». И это где?! На политой потом и кровью пращуров и дедов украинской земле (рукой подать, как говорят, до Берестечка, до героического Дубно) творится глумление над человеческим достоинством, над нашей государственностью, над верой, в конце концов, потому что она у нас, христиан, одна.
Две духовные обители: «Острожская академия» и Почаевская лавра, возродившись не так давно после тоталитарного прошлого, почти рядом, на удивление, преспокойно существуют и уживаются с такими диаметрально противоположными историческими миссиями. Разве не контраст, разве не феномен парадокса для общественности, для педагогов, добропорядочных мирян из окружающих поселений; наконец, для органов государственной власти и местного самоуправления?
Бесспорно, парадокс: знать и гордиться славным, всемирно известным храмом науки — и продолжать терпеть надругательство попов, которые оккупировали духовную цитадель совсем для другого: разрушения государственности и суверенитета Украины.
Убежден, примеров подобных контрастов можно приводить много. Каждому. Из жизни улицы, села, города, трудового коллектива, страны в целом. Контрастов, которые при определенных политических обстоятельствах и, к сожалению, не без проявлений нашего безразличия быстро перерастают в явления, на которые оказывать влияние с каждым днем становится все труднее, а может быть, и поздно.
Выпуск газеты №:
№137, (2011)Section
Почта «Дня»