Гимн красоте и гармонии
Киевляне стали слушателями восьми концертов цикла «Музыкальная культура Европы»
Эти вечера прошли в Национальной филармонии при поддержке Посольств Финляндии, Чехии, Австрии, Великобритании и Франции. Необычный цикл — яркий пример единения Украины де-факто с другими европейскими странами, пример музыкального диалога европейских культур.
Не часто филармонические концерты посвящаются «красоте», а в ярких буклетах к ним рефреном проходит фраза «Красота спасет мир». Именно такими предстают перед нами все концерты авторского цикла Юрия Сульдина «Музыкальная культура Европы». Этот цикл — лишь часть его деятельности в области классической музыки. Благодаря творческой энергии Юрия Сульдина в городах Украины, а также Словакии, Чехии и Нидерландах прошли 25 концертов, в которых была представлена музыкальная панорама Европы — от Мысливичека и Моцарта до Мессиана и Сильвестрова. Некоторые имена для Украины стали открытием, как, например, композиторов Г.Красы, А.Бакса, В.Ульманна. Юрий Сульдин умеет объединять талантливых, по-настоящему преданных музыке людей — и это дало киевлянам возможность услышать высокое искусство дирижера Рихардса Букса (Латвия), пианистов Джонатана Пауэлла (Великобритания) и Дэни Паскаля (Франция), ансамбля «Martinu» (Чехия).
Однако обширнейший репертуар концертов стал достоянием слушателей прежде всего благодаря творческим усилиям и таланту четырех украинских музыкантов — Сони Сульдиной (скрипка) и квартета Post Scriptum в составе Сони Сульдиной (1-я скрипка), Виктора Иванова (2-я скрипка), Константина Кулебы (альт) и Дмитрия Глущенко (виолончель). В одном из интервью Валентин Сильвестров назвал этот квартет «коллективом преданных музыке единомышленников, которые вслушиваются и находят, беря на себя некую культурную миссию, оставаясь, к сожалению, одинокими посланниками, пришельцами из далеких времен духовности и красоты...». А о солистке и лидере квартета композитор сказал так: «По моему глубокому убеждению, Соня наделена редким талантом чувствовать исполняемую музыку и проживать ее на сцене. Она принадлежит к виртуозным музыкантам, абсолютно преданным своему искусству. Трагическое и романтическое, мимолетность и молчание каким-то непостижимым образом передаются в Сониной игре. Она всегда исполняет, а точнее, произносит музыку сердцем, когда слышится уже не только инструмент с его техническими и музыкальными проблемами, но Вечность...»
Восьмой концерт цикла «Музыкальная культура Европы» его автор и исполнители посвятили Франции. Концерт состоялся при поддержке Посольства Франции и Французского культурного центра в Украине. Связав три великих имени, он стал своеобразной прелюдией к предстоящим юбилеям: 150-летию Клода Дебюсси, 190-летию Сезара Франка и 600-летию Орлеанской Девы, небесной покровительницы Франции — Святой Жанны д’Арк. Музыка Франции, как олицетворение изысканного вкуса и утонченности, была представлена произведениями двух ее гениев — Дебюсси и Франка. «Неземной Франк, святой от музыки», — так называл Сезара Франка Ромен Роллан. «Сохраним любой ценой волшебство, присущее музыке... Украсим музыку тонким соблюдением вкуса. И пусть он будет хранителем Тайны», — эти слова Дебюсси можно поставить эпиграфом киевского концерта. Интерпретировали их произведения яркие представители исполнительского искусства Украины и Франции — Соня Сульдина и Дени Паскаль.
Концерт открылся Сонатой Дебюсси для скрипки и фортепиано — последним законченным опусом композитора. Премьера (сентябрь, 1917) стала и его последним выходом перед публикой. Образный мир Сонаты наполнен ностальгическими воспоминаниями, встревоженностью, печалью об уходящей жизни и угасающей энергии. Скрипка и фортепиано не сопровождают друг друга, а скорее соперничают встречными мелодиями и мотивами, дополняя друг друга обнаженными эмоциями и поражая слушателей красотой музыки. Удивительно глубоким, проникновенным и трепетным оказался этот украино-французский ансамбль! И звучал он так, словно киевскому выступлению музыкантов предшествовало множество совместных концертов, а не всего лишь две репетиции.
Программу продолжили фортепианные сочинения Дебюсси и Франка. И, хотя это было первое выступление Дени Паскаля в Украине, киевские меломаны, очарованные его игрой, по достоинству оценили высокое искусство французского пианиста. Признанный мастер-интерпретатор музыки импрессионистов, он своим исполнением словно подтверждал слова Дебюсси: «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе». Пианисту удалось озвучить в Прелюдиях Дебюсси античную грацию и достоинство «Дельфийских танцовщиц», живое дыхание и магическую силу «Ветра на равнине», волшебство каждого звука в таинственных «Шагах на снегу», застывшую в звуках трагедию Красоты «Затонувшего собора». Какая магическая интеллигентность и точность мысли, природная мощь, неожиданно сменяющаяся светлой печалью, исчезающей в бесконечности, прозвучали в исполненной Паскалем «Прелюдии, фуге и вариации» Сезара Франка!
Концерт завершился знаменитой Сонатой Франка для скрипки и фортепиано. Именно с этой Сонаты, исполненной Эженом Изаи, началась слава французского композитора. Автор подарил свое сочинение выдающемуся скрипачу в качестве свадебного подношения. «Это подарок не мне одному, а всему миру!» — воскликнул растроганный Изаи. Исполняя Сонату, музыканты показали свое подлинное мастерство, озвучив ее богатейший образный мир. Нежные мелодии и драматические монологи, шумановская взволнованность и романтическая полетность, искренность чувств и изысканная простота их выражения открыли слушателям одну из высочайших музыкальных вершин. Казалось, сама душа Сезара Франка витала над потрясенными слушателями. Исполненная музыкантами «на бис» 8-я часть Квартета «На конец времени» Оливье Мессиана прозвучала как гимн красоте, гармонии и духовности!
Выпуск газеты №:
№131, (2011)Section
Культура