Сверхчувствительный «барометр»
Предприниматели: инвестиционный климат для мелкого бизнеса становится более суровым
С 1 июля бизнес стали штрафовать за нарушение нового налогового законодательства. Полгода адаптации прошло, и тем, кто до сих пор не проштудировал сборник фискальных правил и не научился по ним играть, придется заплатить за свое налоговое «невежество» гривной. Штрафных санкций в размере 1 гривны, установленных с 1 января по 30 июня 2011 года, уже не будет, сообщает пресс-служба Государственной налоговой службы. Они вырастут как минимум в десять раз, говорят в ведомстве.
А вот известный правозащитник, юрист из Северодонецка Луганской области Римма Белоцерковская замечает: «Станет ли временем «Ч» 1 июля 2011 года — зависит исключительно от самих предпринимателей». По ее словам, по отношению к бизнесу, в соответствии с действующим законодательством, кодекс вступает в силу только с 1 января 2012 года. Поэтому Белоцерковская советует предпринимателям по требованию проверок ГНИ писать отказы.
А пока продолжаются налоговые баталии, а правозащитники учат предпринимателей юридическим тонкостям, «погодные условия» бизнес-среды для малых и средних предпринимателей, как отметили «Дню» в регионах, становятся более суровыми. Едва ли не каждое украинское ФЛП (физическое лицо предприниматель) отмечает: сегодня в государстве ветер дует только в сторону крупного капитала. А для малого и среднего он не всегда попутный.
О том, какой сегодня малому и среднему предпринимателю в Украине кажется инвестиционная и деловая «погода», «День» спросил бизнес на местах.
«УКРАИНСКИЕ ИНВЕСТОРЫ В СМЕТУ ПРОЕКТОВ ЗАКЛАДЫВАЮТ ВЗЯТКИ»
Михаил ПУХТАЕВИЧ, директор малого предприятия «Проспект», депутат городского совета, Житомир:
— Думаю, с инвестициями ничего, кроме болтовни, не происходит. Не вижу большого количества позитивных проектов. Когда, например, на строительстве дорог к Евро-2012 работают иностранные фирмы, они вывозят из страны наши деньги. Это не инвестиции. И в области вижу мало перспективных объектов, в которые бы в настоящий момент вкладывали значительные иностранные инвестиции. Относительно внутренних инвесторов, то, например, в Житомире заработал завод «Обербетон». (Еще в июне 2009 года сайт компании «Обербетон Украина», зарегистрированной в Киеве, сообщил, что компания «Обербетон-Инвест» запустила в Житомире первые линии по производству сборных железобетонных конструкций. Однако официальное открытие при участии главы облгосадминистрации Сергея Рыжука состоялось лишь в октябре прошлого года; общая стоимость инвестиций — около 50 млн долл., как публично признавал один из совладельцев компании «Nemiroff», 70 % акций житомирского завода «Обербетон» принадлежат ему. — В.К.). Но и в настоящий момент перед ними стоит достаточно много вопросов. Я не ощущаю, что инвесторов искренне поощряют. Существует в области программа привлечения инвестиций и из Европы, и из восточных стран. В мае нынешнего года при помощи областного руководства должна была состояться поездка житомирских бизнесменов в Германию для установления деловых контактов, но ее отложили. Разговоры об инвестициях ведутся, но на уровне власти не расставляются приоритеты. Как правило, вспоминают об успешных проектах, которые уже давно запланированы или работают, например, с польскими инвесторами. Но нельзя ими прикрываться все время. Следует говорить о том, что будет делаться.
Повторяю, необходимо совершенствовать систему сотрудничества власти и бизнеса, чего я на местном уровне не вижу. Инициативы инвесторов, которые приходят с конкретными проектами, рубятся. Я являюсь депутатом горсовета, заместителем председателя земельной комиссии. Так вот, придется смотреть, как инвесторы не могут реализовать свои права на земельные участки. Приходят, например, с привлекательными предложениями, встречаются с городским головой, представляют смету, которая может быть интересной. Так им нужно обеспечить упрощенное оформление документов, предоставить все необходимые справки. А выходит так — сколько в Житомир приходило бизнесменов с предложениями построить мусороперерабатывающий завода, и где он? Обычно на словах инвесторам обещают поддержку, помощь, но ничего не делается, их пускают по большому кругу — они и бросают это дело. А нужно не говорить, а делать. Я это так вижу. В Житомире почти готово к запуску, например, предприятие по нанесению покрытий на стальные конструкции, которое в Украине не имеет аналогов, но по какой-то причине это тормозится. А почему не провести внеочередное заседание земельной комиссии, горисполкома, чтобы оформить им акт постоянного пользования земельным участком с последующим выкупом? Нет, наоборот, возникают препятствия. У меня создается впечатление, что чем крупнее проект реализуется, тем больше идет затягивание. Возможно, для взяток? Наши инвесторы могут закладывать их в смету, что и делают, а иностранные не могут. Если инвестор солидный, проверенный, ему следует давать зеленую улицу, а не тормозить. Думаю, что исполнители рангом пониже не получают четких распоряжений от высшего руководства. Потому что если бы так было относительно решения необходимых вопросов инвесторов, то такие указания определенные подразделения должны были бы быстро выполнить.
«ЕСЛИ ЗАЧАХНЕТ МАЛЫЙ БИЗНЕС, НАЧНЕТ ЧАХНУТЬ И БОЛЬШОЙ»
Виктор БОРЩЕВСКИЙ, доктор экономических наук, научный сотрудник Института региональных исследований НАН Украины, Львов:
— Нынче ветер дует со стороны большого бизнеса, причем так мощно, что задувает весь малый. Если конкретнее, то Украина теперь работает на интересы большого капитала, большого бизнеса, и с точки зрения презентативности действующей власти это нормально: люди пришли из тех регионов, где работал большой бизнес, не имея представления о мелком. Поэтому логично, что формируют экономическую политику для поддержки большого, понятного им, бизнеса. И это остатки советской модели — централизованная экономика. Вместо этого мы должны были бы делать ставку на европейский опыт, где большой бизнес сотрудничает с малым. К сожалению, в Украине большой бизнес развивается за счет малого. А это вопрос на истощение: в краткосрочном периоде большой бизнес продержится, а затем, когда ресурс малого бизнеса истощится, когда предприятия закроются, это станет большой проблемой. Конкретно по Львову могу сказать, что в настоящий момент стоят очереди на прекращение деятельности малых предпринимательских структур. Согласно опросу, 50% молодых людей готовы выехать из Украины. Я лично общался с частным предпринимателем, который платит миллионные налоги в бюджет, и он сказал, что сегодня готов продать свой бизнес и уехать в Польшу работать в супермаркете охранником. Что бы я подсказал Президенту? Он должен понять: если зачахнет малый бизнес, начнет чахнуть и большой. В этом проблема! Поэтому малый бизнес нужно подпитывать — как партнера и контрагента большого бизнеса.
«ОЛИГАРХИИ НУЖНА КАК МОЖНО БОЛЕЕ ГЛУБОКАЯ ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА»
Владимир, представитель рекламного бизнеса, Закарпатье:
— Сегодня происходит целеустремленное уничтожение так называемого среднего класса, основу которого, как и во всем мире, составляет малый и средний бизнес. К сожалению, это не является плоскостью бизнеса/экономики, это сегодняшняя политическая стратегия власти. Власти олигархии не нужен материально и организационно независимый гражданин с собственным видением, пониманием, в конечном итоге, с собственными выводами и оценками. Для олигархии нужна как можно более глубокая люмпенизация общества — малопонимающая, накачанная бесконечными «шоу» на ТВ, дешевым пивом и попсой толпа, которая полностью будет зависеть от «хлеба и зрелищ» той же олигархии. Толпой всегда легче управлять. Особенно, когда эта толпа ничего не смыслит в источниках наполнения госбюджета, который она сама и наполняет в виде налогов хозяйственных объектов, через оплату товаров и услуг этих самых хозяйственных объектов. Зато толпа свято верит, что все блага — от больших и мощных предприятий, большого капитала.
Все можно объяснить на конкретных примерах, но это просто «заговаривание» реальной проблемы, отвлечение на нюансы, мелкие детали и так далее. Есть стратегия, и я считаю ее разрушительной для государства. А тактика и какие-то локальные маневры — это все отвлечение от главной угрозы. Как пример: при злокачественной опухоли не имеет значения — зеленкой помажут ее или йодом.
«БЮДЖЕТ НАПОЛНЯЕТ БИЗНЕС, А НЕ НАЛОГОВАЯ»
Александр ДУДКО, президент Союза предпринимателей и работодателей Крыма, председатель Объединения организаций работодателей АРК:
— К сожалению, «ветер дует по-прежнему» — власть продолжает относиться к бизнесу как к дойной корове и совершенно не учитывает наши потребности и не создает условия для работы. Эта ситуация кажется странной потому, что власть до сих пор думает, что бюджет наполняет налоговая администрация, а ВНП увеличивает правительство, а не бизнес. Пытаясь «выдоить» нас до дна, власть подрубает корень, на котором сидит все общество. Я не понимаю, как можно хвастаться увеличением поступлений в бюджет в то время, когда производство падает, когда инвестиции сокращаются, когда предприятия терпят банкротство? Если статистика каждый раз «рисует» все большие цифры — это же не значит, что в экономике идут реформы! Странно, но уже нельзя не замечать, что страна находится у последней черты — если малый и средний бизнес не будет поддержан, наступит крах всей экономики...
Во всем мире функции государства и бизнеса разделены. Государство решает социальные задачи и создает приемлемые условия для функционирования бизнеса. Бизнес регулирует экономическую сферу и живет по законам самовозрастания только в том случае, если ему созданы эти условия, если у него остаются резервы для расширения, если государство не выжимает из него последние соки. Новый Налоговый кодекс — это тупиковый путь, он установил у нас, в стране с только зарождающейся рыночной экономикой, самые большие начисления на зарплату. Власть действует не системно, хаотическими, спорадическими мерами. В стране существует только видимость диалога бизнеса и власти. После Налогового майдана власть ведет диалог только с теми общественными объединениями бизнеса, которые создала сама, практически она не слышит нас, она говорит сама с собой...
Создана следующая схема. Власть раздробила союзы предпринимателей, один из них сделала ручным и ведет с ним диалог. У нас существуют около 500 общественных предпринимательских объединений, большинство из которых вошли в отраслевые объединения и региональные союзы. У нас создана одна Конфедерация и одна Федерация работодателей Украины, которые договорились работать совместно. Но власть ведет диалог не с теми, кто вошел в это объединение, а с «союзом» Анатолия Кинаха. Власть назначила сама себе «старших» предпринимателей, хотя они никого не представляют — имеют структуры только в трех областях страны. Например, в Крыму наш Союз объединяет больше 2600 предпринимательских структур, а Союз Александра Баталина — всего два десятка. Однако правительство ведет переговоры и подписывает договора именно с ним. Но кто же их будет выполнять? Видимость есть, а реальной социальной ответственности нет. Причем реальной нужды поступать именно так нет, ибо бизнес никогда не бывает оппозиционным, бизнес всегда конструктивен, ибо это условие его выживания.
Что следует сделать сейчас?
Нужно посоветовать власти поднять роль и статус общественных организаций предпринимателей до европейского уровня. Только тогда можно вести речь о заключении реального социального договора между бизнесом и властью, о социальном партнерстве, о социальной ответственности.
«ВОЗЬМИТЕ «ДЕСЯТИНУ» И ОСТАВЬТЕ НАС В ПОКОЕ!»
Светлана ДУДНИК, директор Издательского дома «Владимир Дудник», главный редактор газеты «Частный предприниматель», Днепропетровск:
— Если уж сравнивать бизнес с барометром, то речь, вероятно, должна идти о крупном бизнесе. Именно крупный бизнес делает погоду не только в экономике, но и в политике. Поэтому государство, на мой взгляд, всегда обращало главное внимание на отношения с олигархами. Малому бизнесу в Украине приходилось только выживать. Такие жёсткие условия, по моим наблюдениям, приучили этот сектор экономики бороться за своё существование всеми доступными средствами. Даже во время экономического кризиса мелкие и средние предприниматели быстрей ориентировались в обстановке, перестраивались, находили новые ниши для выживания. У меня сложилось парадоксальное впечатление, что малому бизнесу в Украине становится хуже именно во времена стабильности. Тогда государство вновь начинает «реформировать», а это, как правило, проводит к ухудшению условий работы. Лучше бы с малого бизнеса просто брали «десятину» и оставили нас в покое. Конечно, в других странах, например в Японии, есть прекрасные примеры, когда благодаря разумной политике государства при крупных корпорациях работают мелкие фирмы, выполняя заказы. Но такие гармоничные отношения и сотрудничество у нас пока невозможны. Поэтому большинство обычных предпринимателей хотят единственного — чтобы их просто не трогали.
Выпуск газеты №:
№114, (2011)Section
Экономика