Боги с конвейера
Голливуд продолжает массивные игрища с мировыми мифологиями. На сей раз древним грекам дали передышку — на экраны вышел блокбастер «Тор», чьим главным героем является бог-герой, сын Одина.
Это не экранизация скандинавского эпоса «Старшая Эдда»: ведь сценарий (Эшли Миллер, Зак Стенц) написан на основе комикса, выпущенного компанией «Марвел», которая сама по себе является настоящей фабрикой «графических романов».
Впрочем, даже в упрощенном виде столь многослойная мифология требовала особого качества режиссерской работы. Продюсеры пригласили в проект неоднократного номинанта на «Оскар» и «Золотой глобус», обладателя БАФТЫ британца Кеннета Брану. Один из ведущих режиссеров Королевства, Брана прославился в первую очередь экранизациями Шекспира (славу ему принес «Генрих V»); также впечатляет его интерпретация «Волшебной флейты» Моцарта, перенесенной во времена Первой мировой войны. Мысля, как режиссер, по-европейски, Брана придерживается легкого и зрелищного стиля.
«Тор» — это история борьбы за власть между сыновьями короля Асгарда, Одина (главный бог скандинавского пантеона) — Тором и Локи (бог-ловкач, некоторыми чертами близкий античному Меркурию, однако намного более извращенный и зловещий). Актерский состав можно назвать первоклассным: Одина с истинно британским величием играет Энтони Хопкинс, в роли американской ученой-астрофизика Джейн Фостер, оказавшейся в самом центре божественной смуты — Натали Портман, на своем месте и Том Хиддлстон (Локи), и датчанин Стеллан Скарсгард (старший коллега Джейн, острожный и скептичный Эрик Селвиг). Что до Тора, то Крис Хемсуорт в этой партии однообразен, как и все положительные герои-рубаки.
Однообразия и предсказуемости хватает также в истолковании перипетий «Эдды». Ничего оригинальнее, нежели показать древних языческих богов как инопланетян, авторы сценария не придумали. Соответственно, страна богов Асгард и враждебных им снежных великанов Eтунхейм здесь просто другие планеты, а мировое древо Иггдрасиль — пространственно-временная структура, связывающая девять миров скандинавского мироздания, такой себе лифт на небеса. Собственно, с подобающим грохотом и дымом с неба на землю поочередно падают героические пришельцы.
С банальностями Брана справляется: в конце концов, фильмы про битвы королей — его стихия. Спецэффекты и побоища на Земле, в Асгарде и Етунхейме качественно сделаны и достаточно увлекательны, не чрезмерны и не разрушают сюжет своей общей массой, а мелодраматические моменты — еще один источник сюжетных благоглупостей — сведены к минимуму.
Итак, еще один британский режиссер завоевал Голливуд — или был им завоеван. Кто победил в этом далеко не магическом поединке, станет ясно по тому, каким будет следующий фильм Браны.
Выпуск газеты №:
№83, (2011)Section
Культура