Перейти к основному содержанию

«Carpe diem», или Впечатления от встречи с «Днем»

17 февраля, 20:26
КАНДИДАТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ЛЮДМИЛА ЗИНЕВИЧ — ЕДИНОМЫШЛЕННИК И ПОСТОЯННЫЙ УЧАСТНИК ЧЕРНИГОВСКИХ ВСТРЕЧ ГАЗЕТЫ «День». ВО ВРЕМЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, СОСТОЯВШЕЙСЯ В ЧЕРНИГОВЕ НЕДЕЛЮ НАЗАД, ЛЮДМИЛА ЗИНЕВИЧ ОБРАТИЛАСЬ К ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ «Дня» ЛАРИСЕ ИВШИНОЙ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ ЛИНЕ КОСТЕНКО АФИШУ КОНЦЕРТА, КОТОРЫЙ ЧЕРНИГОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ ОРГАНИЗОВАЛА К ЮБИЛЕЮ ПОЭТЕССЫ. А ВЗАМЕН ЗА ЛУЧШИЙ ВОПРОС, ЗАДАННЫЙ ВО ВРЕМЯ КОНФЕРЕНЦИИ, ОНА ПОЛУЧИЛА В ПОДАРОК НОВЫЙ СБОРНИК

Латинский афоризм «Carpe diem», который переводится как «лови день», достаточно емко передает содержание и значение акций газеты «День», которые недавно прошли в Чернигове. Основанные Ларисой Ившиной традиции встреч с молодежью, презентации книг Библиотеки газеты «День» и фотовыставки уже укоренились в Чернигове и даже принесли первые плоды — они востребованы, сформировали свою постоянную аудиторию: и читателей, и зрителей. Это те мероприятия, которые собирают свой особый круг даже без широкой рекламы, без «разнарядки» сверху, потому что это возможность услышать правдивое, взвешенное и ответственное (в настоящее время это большая редкость) слово, по которому так соскучились люди, подсаженные, вопреки своей воле, на иглу вездесущей информационной грязи и политвранья. Это возможность получить ответы на наболевшие вопросы, которые задает себе каждый мыслящий человек, часто разуверившийся и разочарованный, ища какого-то спасения от этой безысходности; послушать размышления человека, который действительно является сегодня нравственным авторитетом, так как опирается на основательное знание истории и глубинное понимание современных общественных процессов. Эти вопросы направлены в будущее, на создание гражданского общества, европеизацию, возвращение к высоким нравственно-духовным ценностям, которые являются особенно весомыми в то время, когда понятие чести и совести как мотивация к действию девальвируются. Особенно мне импонирует оптимистическая тональность выступлений Ларисы Алексеевны, она добавляет веры и решительности. На мой вопрос «Как нам к себе приравняться?» (по Лесе Украинке) или «Ваша программа-минимум духовного оздоровления общества?» Лариса Алексеевна ответила, что минимум неприемлем, должен быть максимум. И тот максимум, как мне кажется, хорошо сформулирован в презентованных главным редактором книгах. Особенно удачное, на мой взгляд, название «Екстракт» — сгущение, концентрация знаний, мудрости и любви — любви к человеку в его национальном и планетарном измерении. Эти книги дают уникальную возможность для тех, кому не удалось побывать на лекциях С. Крымского, послушать выступления И. Дзюбы, пророческий голос Лины Костенко, приобщиться к их рассуждениям и видению Украины и мира в целом. Это мощный голос национальной самокритики. «Екстракти» — это своеобразные лекарства от наших болезней — запущенных, хронических, наследственных и приобретенных, лекарства от общенациональной летаргии, когда, как сказал М. Зеров, «ум и чувство — все спит в анабиозе». Однако сами рецепты не являются залогом выздоровления или прихода в себя, необходима воля больного к исцелению. Сам накал такой воли, как мне кажется, является и целью, и в то же время результатом длительной во времени (15 лет) многоплановой деятельности уважаемой Ларисы Ившиной и возглавляемого ею творческого коллектива.

Открытие фотовыставки — это действительно большое художественное событие для Чернигова.

Если выставку рассматривать как частность, единственное художественное творение — то это личностная (каждого автора) презентация своего народа, своей культуры и эпохи в разных координатах времени и пространства: Украина Запада — Украина Востока, Украина села — Украина города, Украина пожилых людей — Украина детей, Украина олигархическая — Украина народная, Украина праздничная — Украина повседневная, в ее философско-эстетических измерениях бытия — вечного и тленного, добра и зла, уродливого и прекрасного. Украина здесь является как Дом, как Храм, в котором каждый кирпичик, его составляющий, выделен фотообъективом, — вот почему по-своему акцентированная, освещенная своими творцами выставка носит такой яркий национальный характер.

Фотовыставка — это путеводитель по судьбам людей. Вглядываясь в морщинистые руки и лица (а в этом году таких фотографий много), угадываешь, представляешь себе судьбу, хотя она у того поколения одна на всех — украинская: голод, войны, разруха, тяжелый труд в борьбе за выживание. В таких лицах я вижу и свою ныне покойную бабушку, которая также впитала в свою жизнь полынные перипетии нашей национальной истории минувшего века, но в том ежедневном выживании и борьбе сохранила безмерную доброту, щедрость, благородство мыслей и поступков, выраженных в своеобразном не кантовском, но не менее гуманистическом императиве: «Всякие люди в мире нужны — умей прощать». Не меньше захватывает и благородство лиц праматерей на фото «Память» А. Сироткина и «Забытая мелодия» К. Бобрищева, мудрая улыбка не сломанного жизнью «Буковинца» Ю. Черневого. В то же время так больно смотреть на те старческие лица людей, которые и сегодня, в ХХІ веке, вынуждены борются за выживание («В приюте»), и какое дело тем высокопоставленным государственным мужам до обездоленных, обиженных, до какой-то бабы Любы («Летняя кухня Любови Максимовны» С. Короленок), они же вершат дела государственные. Чехов со своим вниманием к «маленькому человеку» уже не актуален.

Показательным является и то, чего или кого нет на фотоработах, в частности, в этом году уменьшилось на фотографиях количество лиц так называемой политэлиты, а может быть, и самой элиты убыло? Поэтому, на мой взгляд, концентром выставки является фотография «Лина Костенко» Р. Канюки, возвращения которой так долго ждали жаждущие души украинцев и под знаком творческого гения которой прожила последний год украинская интеллигенция: «Як в нації вождів нема — тоді вожді її поети» (Евгений Маланюк).

Фотоискусство, как и любой вид искусства, предоставляет не только возможность созерцания, но и пространство для сопереживания, сотворчества, вызывает у каждого зрителя личностные рефлексии. У меня, как филолога, эти рефлексии, что совершенно естественно, направлены в литературные источники. Да, фотосерия Р. Канюки «Харьковские соглашения: люди, характеры, последствия» перекликается с великим пророчеством нашего национального гения Т. Шевченко: «Україно! Україно! Оце твої діти, Твої квіти молодії, Чорнилом политі, Московською блекотою В німецьких теплицях заглушені!.. Плач, Украйно! Бездітна вдовице». Батальные сцены на парламентских баррикадах вербализуются в Шевченковских словах, полных гнева и боли: «Доборолась Україна до самого краю, Гірше ляха свої діти Її розпинають». А глядя на задумчивых олигархов на фото «Почему не видно оптимизма?», вспоминаешь саркастическое шевченковское: «Не завидуй багатому: багатий не знає Ні приязні, ні любові — Він все те наймає».

Тем не менее, на фотографиях можно увидеть и другую Украину — светлую, улыбающуюся, воодушевленную трудом и благородными, высокими традициями: «Вышивальщица», «В полесской хате», «Полисянка с черникой», «Могучий род», «Строим дом. Трипольский круг». «В божественной, бессмертной природе много, очень много прекрасного, но торжество и венец бессмертной красоты — это лицо человека, напоенное счастьем» (из повести Т. Шевченко «Художник»).

На этих фотографиях можно увидеть счастливую Украину и в детских лицах: «Искусство позировать», «Голубицы», «Девушка и дождь», в мечтательных лицах влюбленных «Купальский венок», в прозрачности капелек росы на цветах и в высоте голубого неба: «Навстречу небу», «На страже», «Весна пришла» и т. д.

Фотовыставка газеты «День» отображает все богатство и разнообразие мира чувств и эмоций, что побуждает к осмыслению и переосмыслению бытия, к сочувствию и к сопереживанию, к умению находить в нелегких буднях гармонию и радость и не утратить с юных лет способность «видеть звезды в лужах». Это собрание замечательных фотографий водит нас не только по дорогам и судьбам Украины, но и освещает путь к самим себе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать