Перейти к основному содержанию

Лишение Степана Бандеры звания Героя Украины — это...

12 января, 19:47
«НАШИ ГЕРОИ» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Виктор ЮЩЕНКО, третий президент Украины:

— ...Угроза украинской государственности.

Сергей РЫБАЧОК, историк:

— ...Поклон Москве.

Владимир МАРЧУК, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного архива Ровенской области:

— ...Незнание собственной истории. И нежелание воспринимать свою историю такой, какая она есть.

Виталий МАСНЕНКО, доктор исторических наук, профессор Черкасского национального университета им. Богдана Хмельницкого:

— ...Непоследовательность власти. Если уже есть какая-то одна политика, которая формируется в пределах государства, то это не значит, что смена власти в этом государстве должна вызывать такой подход, который приводит к повороту на все 180 градусов. Она должна быть последовательной. Есть много стран, которые пытаются развивать свою идентичность, свое виденье прошлого, легитимность своего государства. У них такая последовательная политика. Унас этого не наблюдается.

Максим ГОН, доктор политических наук, Ровно:

— ...Конфронтация моделей. Историческая память — это результат ее моделирования интеллигенцией, и политиками в том числе. Когда Виктор Ющенко соответствующим Указом присвоил Степану Бандере звание Героя Украины, происходило формирование одной модели исторической памяти. Ставку делали на сакрализацию национального. Зато нынешняя власть придерживается другой модели, которая являет собой неприятие того, что имеет отношение к украинскому национальному даже в либеральной форме. Поэтому закрытие музея Украинской Народной Республики в Киеве, отмена Указа о присвоении Бандере звания Героя Украины означают продолжение дискуссии, конфронтации моделей.

Олег РЕПАН, заместитель директора Института общественных исследований, кандидат исторических наук, доцент, Днепропетровск:

— ...Сужение взгляда на украинскую историю. Примечательно, что все эти действия власти в сфере исторической памяти направлены на ХХ в., то есть на тот век, в котором укоренена советская идентичность. Таким способом нам предлагается вернуться к советскому виденью истории. Таким образом, история Украины, которая является многоаспектной, разнообразной, историей, в которой есть место разным героям (то есть людям, которые, исходя из разных позиций и взглядов, все-таки хотели добра Украине, — от национал-коммунистов начиная и Бандерой заканчивая), — эта история становится упрощенной и плоской. Впрочем, в контексте влияния на историческую память украинцев следует сказать, что в краткосрочной перспективе отмеченные действия власти не будут иметь большого значения. Историческая память — это не только политика, не только действия власти. Историческая память — это прочная вещь, которая не поддается конъюнктурным вещам. Изменение государственной политики не означает тут же изменение исторической памяти. Ныне есть очень много научных исследований, а также школьных учебников, где изложено адекватное виденье истории Украины, поэтому одним росчерком пера перечеркнуть все это невозможно. О влиянии можно будет говорить лишь в средней перспективе — где-то через 15—20 лет (при условии, если за это время ничего не изменится, и такая политика будет продолжаться).

Николай ЛАЗАРОВИЧ, докторант Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационной деятельности и украиноведения Тернопольского национального экономического университета, заслуженный работник образования Украины:

— ...Для исторической памяти украинцев, в сущности, ничего не означает, потому что эти «ребята» к власти пришли ненадолго. Но проблема в том, что на сегодняшний день они создают серьезные проблемы для общества, в том числе — на международном уровне. Те вещи, которые уже были устоявшимися, мы теперь опять пересматриваем. Наше государство пока еще Украинское, а теперь запрещаются, ликвидируются, преследуются именно украинские ценности. Это страшнее всего и хуже всего. По внешним проявлениям это ненормально, потому что с тем государством, которое постоянно пересматривает какие-то свои базовые ориентиры, кто будет считаться? Никто! Убежден, что придут к власти другие, и справедливость будет восстановлена. Не потому, что кто-то будет говорить нам: «Мы пришли к власти, и мы будем свои ценности защищать, а те свои». Ведь есть вечные ценности. А нынешняя власть отменяет эти вечные ценности. Это, конечно, очень грустно. Но, мне кажется, и Шухевич, и Бандера являются героями в сердцах значительной части народа, и давали ли им те награды, не давали ли, не имеет абсолютно никакого значения, потому что главное, когда герой — человек с большой буквы. Среди тех, кто ныне имеет звание «Герой Украины» есть немало недостойных его. Может, Бандере и Шухевичу и неуютно среди подобных «героев».

Людмила БАБЕНКО, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины Полтавского национального педагогического университета им. В.Г. Короленко:

— ...Свидетельствует, что политика памяти в современной Украине, к сожалению, формируется неукраинцами. Доминируют внешние факторы, в частности, наиболее ощутимым является российское влияние. Даже создается впечатление, что представители действующей власти ожидают определенных «санкций» Москвы, прежде чем сделать следующий шаг. Одним из последних «сигналов» стал тезис российского премьера Владимира Путина о номинальной роли Украины в победе над гитлеровской Германией. Официальной реакции украинской власти мы не дождались. Следовательно, боятся рассердить «старшего брата»? Так что, следует ожидать «новой» концепции Второй мировой войны?

P.S. В Луцке собирают деньги на изготовление и установление памятника лидеру ОУН-УПА Степану Бандере. Открытие счета для сбора средств инициировало Братство ветеранов ОУН-УПА Волынского края, сообщил www.glavred.info со ссылкой на пресс-службу мэрии Луцка. По словам председателя Краевой управы Братства ветеранов ОУН-УПА Волынского края Василия Кушнира, на благотворительный счет уже поступило около 4 тыс. грн., но этих средств недостаточно. «Для нас Степан Бандера всегда был и останется Героем, он для нас — символ борьбы за Украинское государство. И мы верим, что при поддержке общественности памятник Степану Бандере в Луцке таки будет», — сказал Кушнир.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать