Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Политический ромб

Перспектива поглощения Молдовы противоречит национальным интересам Украины
06 декабря, 19:25
1 ДЕКАБРЯ РУМЫНИЯ ОТМЕТИЛА «ДЕНЬ ЕДИНСТВА ВСЕХ РУМЫНОВ» ВОЕННЫМ ПАРАДОМ. 92 ГОДА ТОМУ НАЗАД СОСТОЯЛОСЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУМЫНИИ И ТРАНСИЛЬВАНИИ. ОДНАКО НЫНЕШНЯЯ РУМЫНСКАЯ ВЛАСТЬ, ПОХОЖЕ, СЧИТАЕТ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУМЫНОВ НЕЗАКОНЧЕННЫМ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ХОЧЕТ РАТИФИЦИРОВАТЬ ДОГОВОР О ГРАНИЦЕ С МОЛДОВОЙ / ФОТО РЕЙТЕР

В интервью газете Romania Libera президент Румынии Траян Бэсеску высказал мнение, что через 25 лет правобережная часть Днестра, то есть большая часть Молдовы, присоединится к его стране. Понимая, сколь неоднозначную реакцию вызовет такое заявление, президент сделал оговорку, что произойдет это в рамках Европейского Союза. «Румыния поддерживает вступление Молдовы в ЕС. Когда это произойдет, мы будем вместе в большой европейской семье. А процесс объединения двух стран зависит от желаний людей по обе стороны Днестра. Почему бы и нет?». Он рассказал также, что Румыния активизировала выдачу паспортов гражданам Молдовы. «Только в этом году румынское гражданство получило около 70 тыс. молдаван, и этот процесс ускорится в связи с открытием консульств в Бельцах и Кагуле». Румынский президент пояснил, что в случае объединения двух стран «граница ЕС будет установлена по Днестру, а демократическая эволюция в регионе будет стимулировать и другие страны, такие как Украина, равняться на Европу».

То, о чем уже давно все догадывались, получило официальное оформление. Румыния взяла курс на поглощение Молдовы в исторически обозримый период времени. С учетом перманентного политического кризиса в Кишиневе срок в 25 лет выглядит как предельный. Спасибо, конечно, за стимулирование в равнении на Европу, но мы и сами как-нибудь справимся. Однако изменение границ в Европе вообще и тем более наших не может оставить Украину безучастной. Тем более, что дело касается не только Молдовы и Румынии. Президент Бэсеску категорически заявил, что не подпишет договор о границе с Молдовой, поскольку это «узаконило бы пакт Молотова — Риббентропа». А это касается не только наших соседей. В Румынии достаточно много тех, кто готов предъявить и к Украине территориальные претензии, в частности на значительную часть Одесской и Черновицкой областей. И так называемое непризнание пакта Молотова — Риббентропа выглядит как прямое посягательство на нашу территориальную целостность, хотя формально относится только к Молдове — ведь это фактор временный, если учитывать возрастающий румынский реваншизм.

Заявление румынского президента сделано накануне официального праздника «День румын», который отмечался и в Молдове. И это явилось дополнительным фактором ползучего объединения двух стран. Бухарест получил полный доступ к конфиденциальной государственной базе данных молдавских граждан. Жандармерия Румынии и подразделения карабинеров Молдовы подписали соглашение о взаимопомощи в случае акций гражданского протеста в Кишиневе. Спецсвязь Молдовы, обустройство государственной границы — все отдано под контроль румынских спецслужб. Началась активная интеграция почтовой службы двух стран. В стадии подписания — соглашение между министерствами обороны. Заключаются секретные соглашения между национальными банками Кишинева и Бухареста. Список впечатляющий, тем более что далеко не полный.

Премьер-министр Молдовы Влад Филат на пресс-конференции выразил несогласие с румынским президентом. «Республика Молдова — независимое и суверенное государство, и в дальнейшем будет абсолютно независимым. Это значит, что мы станем сильной страной с развитой экономикой и социальной сферой. Более того — государством, которое будет частью европейской семьи. Этот статус, я считаю, Молдова получит гораздо раньше, чем через 25 лет». Однако это слова, а перечисленные действия молдавского руководства по сближению с Румынией на государственном уровне предприняты в большинстве своем за последний год именно тогда, когда премьер и возглавлял правительство. Без его согласия это произойти не могло. Поэтому заявление Филата пока необходимо рассматривать как риторику, не подкрепленную конкретными действиями, и это, по вполне понятным причинам, вызывает серьезную озабоченность Украины. Но есть и еще один крайне важный фактор — Приднестровье.

Бэсеску упомянул границу объединенного государства по Днестру. Представляется, что это не случайно. Киеву как бы дают понять, что ничего не имеют против того, чтобы восстановить границу, существовавшую до июня 1940 года. Тем самым Бухарест не будет против присоединения Приднестровья к Украине. К тому же и в Тирасполе неоднократно заявляли о желательности такого территориального переустройства. Очень это напоминает дары данайцев, которых еще в древности призывали опасаться.

При всей внешней привлекательности такого увеличения национальной территории, это напоминает плохо закамуфлированную ловушку — подсказывает здравый смысл.

Во-первых, принципиальное согласие на территориальные изменения сразу влечет за собой вопрос и о принадлежности упомянутой выше части украинской территории. Как бы в обмен на присоединение Приднестровья — на это категорически нельзя соглашаться даже с учетом всех других факторов. Да, Приднестровье росчерком пера Сталина и его присных без согласия населения было отторгнуто от Украины. Но таких случаев в Европе множество, и открывать ящик Пандоры восстановления так называемой исторической справедливости просто невозможно — иначе катастрофических последствий не избежать.

Во-вторых. Наряду с претензиями Румынии у нас есть и другие территории, которые вызывают напряженность в отношениях с соседями. Пусть температура там пока не очень высокая, но нетрудно представить, как она быстро повысится в случае принятия предложения Бэсеску. Мы рискуем получить сложнейшие проблемы на большей части наших границ. Практика показывает, что территориальные проблемы принадлежат к самым трудноразрешимым. Из-за них возникают конфликты, которые длятся десятилетиями, а иногда и столетиями, получая название вековых. Зачем нам это?

В-третьих. При более детальном рассмотрении: не такая это радость — присоединять Приднестровье со всем его авторитарно-мафиозно- коррупционным устройством. С крайне низким уровнем экономического развития, что ляжет дополнительным бременем на наш бюджет и прочие сферы жизни. У нас в этом отношении своих проблем полон рот, еще и чужих нам недоставало.

В-четвертых. Перспектива территориальных изменений Молдовы вызовет решительное противодействие Москвы. Обострять и так непростые наши отношения с Белокаменной из-за Приднестровья нет никакого резона. Кое-кто на берегах Москвы-реки хотел бы приобрести между Украиной и Молдовой свой анклав в качестве рычага воздействия на Украину, Молдову и Румынию.

Таким образом, заявленная румынским президентом перспектива поглощения Молдовы принципиально противоречит национальным интересам Украины, что и нашло отражение в позиции нашего МИД. Однако слова словами, а стоит проанализировать, почему события привели к такому результату. И здесь мы подходим к тому, что большая доля вины за создавшееся положение лежит на невнятной украинской политике в отношении нашего ближайшего соседа.

Основной проблемой Молдовы, вызывающей частые политические кризисы, наряду с экономическими, уже длительное время является неурегулированность приднестровского конфликта. При этом образовался политический ромб тех, кто реально оказывает или может оказать влияние на развитие и даже завершение этого конфликта. Четыре вершины ромба образуют: Кишинев, Киев, Бухарест, Москва. В какой-то мере за Бухарестом стоит Европейский Союз, но степень согласованности их позиций не следует переоценивать. Брюссель и главные европейские столицы вполне устраивает сохранение территориальной целостности Молдовы (о чем неоднократно заявляла Ангела Меркель, и даже говорила об активной роли Германии в этом).

Проблема в том, что цели у вершин ромба разные, и даже противоположные. Москва — главный протектор приднестровских сепаратистов. Она поддерживает их материально и является гарантом их существования, имея в Приднестровье Оперативную группу российских войск (ОГРВ), которая насчитывает около 1,5 тыс. военнослужащих. Ее основными задачами являются охрана складов с боеприпасами в Колбасном, в 120 км севернее Тирасполя. По оценке специалистов, на складах ОГРВ остается около 19 тыс. т боеприпасов. Вывоз военного имущества России из Приднестровья был приостановлен в конце 2003 года из-за очередного витка напряженности в отношениях Кишинева и Тирасполя, вызванного срывом подписания меморандума об урегулировании приднестровской проблемы. Но это внешняя причина. На самом деле Москва всячески, вопреки подписанным ею соглашениям, не желает выводить свои войска из Приднестровья, затягивая тем самым урегулирование конфликта.

И здесь значительная роль принадлежит Киеву, — если бы украинская дипломатия в полной мере использовала свои возможности, в том числе с учетом и географического фактора. Мы же наблюдаем не активную, а пассивную позицию. Мало декларировать поддержку территориальной целостности Молдовы — нужно действовать в этом направлении, чего, по большей части, не наблюдается.

Это тем более странно, что в определенные периоды наша дипломатия была достаточно активна. Достаточно вспомнить так называемый Рабочий стол по приднестровскому урегулированию 2000 года, который проходил под Киевом в Пуще-Озерной и на котором при активном участии экспертов из шести стран Европы, Америки, России, Украины, Молдовы и Приднестровья был подготовлен достаточно реальный план приднестровского урегулирования. Инициированный Украиной план урегулирования конфликта, получивший название «План Ющенко», позволял видеть в лице Киева серьезного участника переговорного процесса. Однако такие вспышки активности быстро проходили, и наша дипломатия все чаще плелась в хвосте других игроков. В результате в заявлении российского президента Дмитрия Медведева по приднестровскому урегулированию Украина даже не упоминается. Усиление роли Бухареста в политическом ромбе происходит за счет ослабления Киева. Вот, как говорится, и приехали: нас игнорируют, причем чем дальше, тем откровенней, а мы молча утираемся и ждем неизвестно чего. Так дождемся того, что ромб превратится в треугольник за счет стягивания вершины под названием Киев. А потом будем растерянно озираться и искать виноватых. По обыкновению, в нашей политике таковых не окажется. Возможная новая политическая реальность у наших границ застанет нас врасплох, и уже поздно будет что-либо изменить. Но понимают ли это наши власть имущие? Похоже, что нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать