Надежда — учительские династии
Педагог в третьем поколении Ольга ЧЕРНЕНКО: «Учу, потому что это мое призвание, и чувствую силы»
Если бы украинцев спросили, хотите ли вы работать в школе, наверное, утвердительный ответ дало бы несколько человек из ста. Как ни печально признавать, но большинство молодых людей не мечтают об учительской карьере и работе с детьми. И хоть некоторые и поступают в педагогические заведения, однако небольшая заработная плата, отсутствие государственной социальной защиты и значительная эмоциональная нагрузка совершенно не стимулируют молодых специалистов идти работать в школы после получения диплома. Поэтому сегодня в украинских школах почти 70% учителей — пенсионного возраста. И им просто некому передать свой опыт, свою мудрость и практические знания. Уже не раз педагоги били тревогу, что скоро наших детей будет некому учить. Последняя надежда — на учительские династии, когда дети, невзирая на малопрестижность профессии, продолжают дело своих родителей, дедушек и бабушек и передают свое увлечение работой следующим поколениям. «День» встретился с учителем математики Ольгой Черненко — педагогом в третьем поколении, человеком, который настолько увлечен своей работой и настолько предан детям и школе, что надежда на то, что наших детей еще есть и будет кому учить, все же остается.
ДОМАШНИЙ ПЕДСОВЕТ
В семье Ольги Черненко — 18 педагогов. Это если считать вместе с родственниками по линии мужа (тоже педагога), где также сложилась своя учительская династия. В семье самой же Ольги учительствовали и дедушка, (по маме) Антон Никитович Копыл, и бабушка, Евгения Семеновна Грачева, и родители — Грачевы Анатолий Георгиевич и Оксана Антоновна. А вот родственники по линии мужа больше тянулись к гуманитарным наукам. И что интересно, каждый из членов обеих семей искал себе в пару педагога.
— Так случилось, что мой дедушка в свое время был директором школы в Полтавской области, а дедушка моего мужа — директором школы в Черкасской области. Из семьи мужа — его бабушка преподавала в этой школе. Все ее четверо внуков стали педагогами, все трое внуков моей бабушки тоже стали педагогами. И каждый из них выбрал себе в пару педагога, — рассказала Ольга Черненко. — Мой муж сейчас не преподает, больше занимается научной работой, но начинал с преподавания. Вроде и небольшая у нас династия, но семейное древо действительно огромное. Как так жизнь выбирает и руководит нами, когда объединяются люди одной профессии — даже не знаю. Возможно, это просто люди одного круга, одного социального статуса и интеллектуального уровня, имеющие одинаковые взгляды на разные вещи, и это их роднит.
Как говорит Ольга Анатолиевна, унаследовала от родителей и дедушки с бабушкой склонность к точным наукам. Дедушка пани Ольги был кандидатом сельскохозяйственных наук, по его учебникам до сих пор учатся студенты Харьковской зооветеринарной академии. Мама — учитель математики, а папа преподавал физику. И хотя родители не настаивали, чтобы дочь повторяла их путь, она сама заявила о своем желании поступать на физико-математический факультет Педагогического университета им. М. Драгоманова.
— Наверное, нас выбирает судьба, а не мы выбираем ее. Так и с моей профессией. Из тех предметов, которые можно было выбрать в педагогическом университете, была на то время невероятно престижной специальность «Математика и информатика». Я попробовала поступить, вот и попробовала — на всю жизнь, — прибавляет учительница.
Продолжение династии тоже будет, уверяет пани Ольга. Сейчас ее 18-летний сын Дмитрий учится в Национальном авиационном университете и одновременно пробует преподавать детям младших классов спецкурс по логике. Даже если у сына не сложится с учительством и он выберет себе другую профессиональную стезю, то в том, кем будет ее двухгодовалая дочка, Ольга Анатолиевна не сомневается.
— Я вижу в ней явные признаки педагога, — делится наблюдениями мама-учительница. — У каждого педагога можно проследить букву «У» на лбу. Смотришь в зеркало — а там она просто просвечивается. Когда заказывала кофе во Львове, официант приносит и говорит: «Пожалуйста, пани учительница». Я спрашиваю, откуда же вы знаете, что я учительница. В ответ слышу: «По вам же видно». Так и я вижу, что моя дочка тоже будет педагогом. Уже сейчас у нее есть нотки поучения, категоричность в высказываниях. Она учит своих кукол, что и как нужно делать. Думаю, такие вещи передаются генетически. И если честно, я бы хотела, чтобы мое дело продолжали мои же дети.
Собраться вместе всем представителям учительской династии удается нечасто. Но когда это случается и вся семья собирается за праздничным столом, это напоминает Ольге Анатолиевне маленький педсовет. Но обсуждают на нем не школьные проблемы, а личные.
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНКУРЕНТНЫМ
Ольга Анатолиевна учительствует уже 16 лет. За это время сменила всего два учебных заведения. Первая школа, в которой она работала, — 98-я, с углубленным изучением иностранного языка. Кстати, когда-то в этой школе и сама получала знания. Поэтому первыми наставниками в работе были учителя, учившие еще Ольгу Анатолиевну.
— Я до сих пор помню назидания моих учителей: становись рядом, делай со мной, а потом делай лучше меня. Не знаю, получается ли у меня лучше их, но сегодня, учитывая то, какими инновационными технологиями овладела уже в Украинском гуманитарном лицее, где работаю пять лет, наверное, вперед немножко продвинулась, — сознается Ольга Анатолиевна. — Я очень люблю выражение: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться». У меня уже есть две такие ученицы, которые преподают английский язык, а дальше будет видно, может, еще кто-то пойдет по моим стопам.
Чтобы стать учителем, теоретических навыков мало. На взгляд пани Ольги, настоящий учитель, которого можно назвать педагогом от Бога, должен быть искренним, честным, порядочным и профессиональным. А дальше — отвечать на вызовы, которые ставит государство и общество перед педагогом. Со временем эти вызовы растут и требуют большей затраты сил и большей самоотдачи. Учитывая то, какое сегодня подрастает поколение детей (технологически развитое, которое быстрее воспринимает информацию и имеет больший доступ к ней, чем лет 20 назад), учителю тоже нужно подстраиваться под этот ритм и искать новые возможности для преподавания своего предмета. Не всем это удается: выкладываться на все сто, а получать за это мизерную заработную плату. И упрекать за это педагогов не стоит, их следует понять и поддержать. Как государству, так и каждому из нас.
— Мне в этом плане повезло. В лицее есть все необходимое для применения новейших технологий, — говорит Ольга Анатолиевна. — И речь идет не только о компьютерных технологиях, а о специальной организации урока, которая дает возможность организовать продуктивную учебу. Например, метод проектов, модульно-тьюторское обучение (акцент в технологии делается на самостоятельной работе учеников вместе с учительским сопровождением) и тому подобное. Свой урок я начинаю с проблемы. Например, нарисовала на доске четыре рисунка с кругами и полукругами. Спрашиваю у детей: «А где же функция?». Говорят, что везде. А оказывается, что только на одном из этих рисунков. Таким образом, проблема поиска на пол-урока растягивается. Можно просто рассказывать, что такое функция и с чем ее едят, а можно через проблему. И запомнили все без специальных технических средств. А если вместе с такими средствами, то вообще супер, учитывая условия лицея, тут есть все необходимые технические службы, помогающие учителю это сделать. А в целом, у меня есть такая позиция: тот, кто хочет, ищет возможности для развития, а кто не хочет, ищет причину. Мы находим возможности, и создавать, и применять новейшие технологии. На мой взгляд, учитель должен быть конкурентным. Тогда его поддерживают и администрация школы, и родители, и ученики.
Иными словами — должно быть постоянное стремление к совершенствованию, а ему, как известно, нет пределов. Не дают об этом забывать и молодые учителя, которые приходят на работу в школу. Ведь те, кто идет учительствовать, делают это действительно по зову сердца, и у них есть чему поучиться даже педагогам с многолетним стажем.
УЧИТЕЛЬСКОЕ БРАТСТВО
В тот день, когда проходила наша встреча с Ольгой Анатолиевной, в лицее должно было состояться еще одно событие — презентация ученических проектов. Удивило, что поддержать учителя и ее учеников придет мама Ольги Анатолиевны (кстати, она учительствует и поныне, хотя до работы ей ехать полтора часа). Такую семейную поддержку получают и ее коллеги. Вся династия дружно ходит на школьные события, на презентации книг, которые пишут учителя. И как говорит пани Ольга, так и должно действовать учительское братство.
— Я с удовольствием приглашаю маму на свои уроки, потому что нам есть что перенять друг у друга, — продолжила пани Ольга. — Я слышала, как она объясняла материал детям (сама я не была ее ученицей), меня поразило, что мама использовала более практические моменты, которые ближе и понятнее ученикам, чем просто сухая теория. Сейчас есть международное математическое исследование, использующее именно практические знания учеников для усвоения нового. Так мама моя, которая никогда не слышала об этом исследовании, делала это много лет подряд на интуитивном уровне. И я долгое время делала так же.
Как и в каждой семье, в семье Ольги Анатолиевны есть свои традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение. Но учитывая то, что речь идет об учительской династии, все ее представители наследуют уникальное отношение к ребенку и ответственность к своему делу. А за это ученики дарят им уважение, благодарность и любовь. Посудите сами: могли бы неблагодарные выпускники сделать своей учительнице такой сюрприз — накануне ее профессионального праздника пригласить на программу «Ключевой момент» и просто поздравить и показать свое уважение? Пишут ли неблагодарные ученики sms-сообщения своему наставнику со словами благодарности за то, что верила в их силы во время сдачи экзаменов? Все это было и будет в жизни Ольги Анатолиевны. Она отдает детям все, что знает, а взамен получает положительный результат: дети делятся с ней своими эмоциями, проблемами, обращаются за помощью и советом. И в таких ситуациях о непрестижности учительской профессии уже речь не идет. Как сказала Ольга Анатолиевна, свое дело она делает, потому что это ее призвание и потому что чувствует в себе силы.
Выпуск газеты №:
№182, (2010)Section
Общество