За скобками реалий,
или Задание — понятьКогда наши политические лидеры в один голос заговорили о необходимости перемен, вспомнилась старая, как и наши проблемы, шутка. Врач предлагает достаточно обеспеченной женщине поменять образ жизни, на что та ему отвечает: «Я сменила пять мужчин, семь квартир, четыре собачки и девять автомобилей. Что еще я должна изменить?»
Какие еще внешние, антуражные изменения намеревается проводить «новая» власть? Список изменений, состоявшихся за неполные двадцать лет, и без того поражает. Мы поменяли название, символы и границы страны, в которой живем. Сменили официальную идеологию, социально-экономическую формацию, врагов и друзей нашего государства. Поменяли формы собственности и политический строй, трех президентов и состав парламента. Подавляющее большинство из нас изменило свои представления, вкусы и политические симпатии. Неизменными остались разве что наши самые болезненные проблемы, наше экономическое и общецивилизационное отставание от развитых стран Европы, в которую, кстати, нас как государство просто не пускают.
И в этом нет ничего странного. Ведь неизменной осталась наша сущность. Не изменилась наша жизненная философия мировосприятия. Философия обиженного высокомерия. Философия отделения и собственного отстранения, преимущественно фрагментарного (локального), а не логично целостного (системного) восприятия. С доминирующими «Что? Где? Когда?», а не «Почему? Для чего? Как?». С виденьем, а проще говоря, с невиденьем всемирной внутренней связи; с мировоззрением, в котором причины отделены от следствий и отдельные составляющие «купи не тримаються». Философия, которая подсознательно опирается на вроде бы безвинный тезис: «Нет Правды в мире!» (в смысле — справедливости, порядка, гармонии и тому подобное). Однако коварная ошибочность такого утверждения, как и любой полуправды, кроется в том, что в действительности «чистая» Правда, как, например, чистые металлы в естественной среде, почти не встречается.
Правда, подобно руде, последовательно добывается в исследовательских «рудниках», «обогащается», распространяясь в социуме, и очищается в «горниле» практических испытаний. Правда появляется там, где искренняя и неотступная попытка качественно изменить жизнь людей к лучшему обеспечивается таким же искренним стремлением понять действительное положение вещей. Именно понять, потому что «просто знать» действительность невозможно, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Без соответствующего уровня понимания реальная жизнь наполняется несоответствиями, или, проще говоря, ложью, превращаясь в преследование фантомов (коммунистических, националистических и т. п.) и борьбу с химерами. А стремление понять появляется лишь при условии отсутствия высокомерия. Ведь самое сладкое для высокомерия — представлять себя «компетентным» судьей. Поиск причин подменяется поиском виновных, а плодотворное сотрудничество — агрессивным противостояниям. Таким образом, надежда на то, что прогрессивные реформы (перемены к лучшему) в обществе состоятся независимо от изменений в жизненной философии исполнителей, вряд ли оправдается.
Выпуск газеты №:
№167, (2010)Section
Почта «Дня»