«Винегрет мифов»
Николай МАЦЕНКО: Когда-то было «Слава КПСС», а теперь — «Кока-кола»Николай Маценко называет себя актуальным художником. В том понимании, что исследует он темы, актуальные для нашего государства. Представленный Николаем накануне Дня независимости «геральдический» проект называется «Ще не...»Эскиз Большого Герба». Он зондирует срезы сознания украинского социума и отыскивает там «винегрет мифов», символы различного порядка: условно аутентичного, «шароварного», постсоветского, масонского, символы «на экспорт» (Майдан, Чернобыль, Днепр). «Ще не...» Эскиз Большого Герба» — это подсознательная реакция на суету вокруг проекта Большого Герба Украины (которая до сих пор не завершилась окончательным его утверждением) и, на взгляд художника, свидетельство того, что Украина до сих пор не обрела свою идентичность.
Николай Маценко не противопоставляет свою собственно художественную версию герба собственно геральдическому проекту, предложенному Сергеем Якутовичем. «Я не использую здесь никаких государственных символов, есть только аллюзии на эту тему, например, вилы...» — говорит художник. Впрочем, если бы соответствующее предложение разработать проект Большого Герба поступило, Николай Маценко не отказался бы представить свое виденье.
«День» пообщался с художником во время открытия выставки «Ще не...» Эскиз Большого Герба» в Малой галерее «Мистецького арсеналу».
— Николай, исследуя украинское символическое пространство, вы пришли к выводу, что Украина до сих пор не обрела свою идентичность. Почему, на ваш взгляд, мы не смогли этого сделать в течение последних 20 лет?
— Речь идет даже не о 20 годах, а о тысяче. Как свидетельствует история, наша нация не способна к самоорганизации. Мы ждем, пока придут менеджеры со стороны и организуют нас. Либо Олег из Скандинавии, либо Чингисхан с Востока, либо Ян Казимир из Варшавы. Мы очень хорошие исполнители, но, как тот солдат, почему-то не мечтаем стать генералом. Ментальность народа выстраивает его историю, и наоборот — история выстраивает ментальность.
— В «Дне» недавно вышел материал, где мы анализируем то символическое поле, в котором существуют украинцы, через киевский метрополитен, где до сих пор «висят» Ленин и серпы-молоты. Как вы считаете, это символическое пространство влияет на новое поколение?
— Конечно, влияет. Молодежь вырастает среди этих абсурдных символов и воспринимает их как нормальные. Когда-то было «Слава КПСС», а теперь — «Кока-кола». Конечно, это все влияет, оно не может не влиять. Кстати, Россия, на которую мы часто ориентируемся, еще в 1990-х годах отказалась от многих советских символов, в частности, куйбышевы были переименованы в самары, ленинграды — в петербурги, а улицы Горького в Москве нет. Были просто возвращены исторические названия. Так же должна быть возвращена историческая справедливость в Украине.
— Работа «Украина — морское государство», представленная на выставке, — это реакция на ситуацию с флотом?
— Я художник, занимающийся актуальным искусством в понимании того, что является актуальным для нашего государства. Это действительно реакция на ситуацию с флотом, но не с российским Черноморским, а с украинским. Как-то я отдыхал на Днепре вместе со своим родственником из России, и он говорит, мол, здесь же, наверное, какие-то подводные лодки контролируют все это подводное пространство Днепра. Говорю я: у кого, у нас? У нас и по Днепру ничего не плавает, потому что все на «цветмет» порезали. Кто здесь будет плавать под водой? Это же опасно!.. Ситуация с флотом, которого у Украины нет, в то время как наши моряки плавают к сомалийским пиратам в гости, меня, безусловно, волнует, и названием этой работы я хочу напомнить, что такая проблема есть.
Выставка Николая Маценко «Ще не...» Эскиз Большого Герба» будет работать в Малой галерее «Мистецького Арсеналу» (ул. Лаврская, 12) до 12 сентября.
Выпуск газеты №:
№152, (2010)Section
В конце «Дня»