Вадим КОПЫЛОВ: Банки получили четкий сигнал от государства о снижении ставок по займам для бизнеса
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100518/484-5-2.jpg)
В Минфине считают, что Украина близка к позитивному решению Международного валютного фонда (МВФ) о выделении финансовой поддержки в размере около 19 миллиардов гривен на протяжении двух с половиной лет. С другой стороны, в главной смете страны предусмотрено, что государство одолжит на внутреннем рынке 66,2 миллиарда гривен. Как отразятся на состоянии реальной экономики такие шаги — ускорят экономический рост или наоборот — затормозят его? Ведь значительное присутствие государства на внутреннем рынке способствует повышению банковских кредитных ставок для бизнеса. Об этих и многих других жизненно важных для реальной экономики особенностях бюджета-2010 — в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал первый заместитель министра финансов Вадим КОПЫЛОВ.
— Какие главные задачи поставлены перед Министерством финансов на 2010 год, исходя из утвержденного бюджета?
— Главная задача — добиться на конец года реалистичного, сбалансированного по доходам и расходам бюджета. И все основания для этого у нас есть. Так, в 2010 году доходы от налоговиков уже выросли на треть, от таможенников — на четверть. Согласно плану госбюджета, в 2010 году ГНАУ должна собрать 104,8 миллиарда гривен, а таможня — 92,7 миллиарда гривен. Думаю, проблем с этим не будет.
При выполнении бюджета в первую очередь будут финансироваться защищенные статьи бюджета (заработная плата, «социалка», коммунальные платежи, пенсии). А потом все остальное. В списке приоритетных заданий находится и обеспечение проведения реформ, связанных с эффективным управлением госфинансами, и в социальной сфере (пенсионная реформа, адресность социальных выплат).
ГОСКАЗНУ НАПОЛНЯТ «ИЗ ТЕНИ»
— А насколько процентов был выполнен план поступлений в бюджет в апреле?
— В апреле государственная казна недополучила миллиард гривен из запланированных 20-ти миллиардов. Но хочу подчеркнуть, что и ГНАУ, и таможне было дано очень напряженное задание по сборам в бюджет. В то же время это не означает, что по отношению к налогоплательщикам теперь будут применяться шоковые меры. Давить на бизнес никто не будет. Наполнить государственную казну можно и за счет снижения объемов теневой экономики. В 2009 году объем «тени» оценивался в 40—50% от всех ресурсов экономики. Не стоит также забывать, что за последние годы из Украины ушло немало иностранных инвестиций. Поэтому основная работа налоговиков и таможенников в 2010 году будет направлена на борьбу с теневыми оборотами, а государство создаст предпосылки для возвращения в страну инвестиций.
— В 2010 году дефицит бюджета оценивался на уровне 10% ВВП. В этом году правительство хочет снизить планку до 5,33% ВВП. За счет сокращения финансирования каких бюджетных статей будет достигаться экономия?
— Сократится численность аппарата управления. Главное внимание будет уделено оптимизации доходной и расходной части бюджета. Так, например, доходы увеличатся за счет ликвидации непрозрачных схем по возмещению липового НДС. Ведь в 2009 году, несмотря на падение экспорта, наблюдался значительный рост заявок на возмещение НДС. По сути, доходная часть бюджета «вымывалась». Правительство поставило задание — улучшить администрирование этого налога и вычистить с поданных заявок на возмещение весь фиктивный НДС.
— В проекте бюджета на возврат НДС отведено всего около 25 миллиардов гривен, а суммы задолженности назывались налоговиками и в 30 миллиардов гривен. Получается, что государство хочет опять залезть в карман к бизнесу?
— Общая сумма заявок на возмещение на начало 2010 года выросла до 50 миллиардов гривен. В ходе налоговых проверок подтвердилось 23,3 миллиарда гривен. Сейчас прошлогодняя задолженность по НДС будет ликвидироваться за счет выпуска в июне облигаций государственного займа на сумму 20 миллиардов гривен. И плюс в бюджете заложено еще 25 миллиардов гривен «живыми» деньгами на возмещения НДС, по прогнозируемым оборотам этого года.
У ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БАНКОВ «СВОБОДЕН» 41 МИЛЛИАРД ГРИВЕН...
— Однако предприятия страдают не только от невозврата НДС. С начала кризиса финансовые учреждения практически перестали кредитовать бизнес. Скажите, как повлияет на банковское кредитование реального сектора намерение правительства «одолжить» на внутреннем рынке 66,2 миллиарда гривен? Какого размера кредитных ставок следует ожидать?
— Государство не будет «вываливаться» на внутренний рынок с такой большой заявкой. Мы будем действовать равномерно. Больше того, хочу сказать, что уже около 19-ти миллиардов гривен заняли на внутреннем рынке. И вы видите, как рынок отреагировал: динамика последних двух месяцев говорит о снижении ставки внутренних государственных заимствований в гривне с 26% до 11%. Кредитные ставки для государства на внутреннем рынке снизились вдвое. То есть, банки получили четкий сигнал от государства о снижении своих кредитных ставок для инвестирования реального сектора экономики. При этом сегодня банки имеют в своем распоряжении свободный 41 миллиард гривен. Но они ожидают полной стабилизации экономической ситуации в стране. Экономика устала от политических испытаний, ей нужен покой и реформы.
Относительно размера ставок. Напомню, что процент государственных заимствований меньше процентов банковских кредитов для экономики, как правило, на 2—3%. И до конца 2010 года, на мой взгляд, можно ожидать снижения банковских кредитных ставок для коммерческого кредитования до 12—15% в гривнях, 10—12% — в долларах и 10% — в евро. Но главное для снижения ставок — доверия банков к экономике.
ВНЕШНИЕ КРЕДИТЫ ПОДЕШЕВЕЛИ ВДВОЕ
— Как вы оцениваете кредитные шансы Украины на мировом рынке, ведь не так давно мировое сообщество предлагало деньги в долг под высокие проценты?
— Наша задача — как можно быстрее уйти с внутреннего рынка заимствований на внешний. В связи с этим проводится поиск дипломатических менеджеров для внешнего публичного размещения государственного займа. Думаю, что позитивное решение по этому вопросу будет принято в течение двух недель. А потом на протяжении месяца будем выходить на получение внешнего займа. Параллельно правительство ведет переговоры о возобновлении финансовой поддержки со стороны Международного валютного фонда (МВФ). Как известно, миссия Фонда уже была в Киеве, потом наши эксперты побывали в Вашингтоне. И теперь на вторую половину мая намечен приезд миссии МВФ с полномочиями. Украина близка к позитивному решению МВФ о выделении финансовой поддержки.
Теперь о перспективах Украины на внешнем рынке — сейчас они неплохие. Если раньше Украине на международных рынках предлагали деньги под 14% годовых, то сейчас уже идет разговор о 6,5-7% годовых. И это еще не было публичного выхода государства с евробондами. По сути дела, доверие международного бизнеса к Украине растет. Кроме того, домой возвращаются и финансы, сбежавшие во время кризиса за рубеж.
Чтобы привлечь внимание внешнего инвестора и поскорее вернуть «беглецов», в бюджете предложен ряд крупнейших проектов по Евро-2012, в сфере энергосбережения, энергоэффективности, модернизации машиностроительного комплекса, аграрные проекты. То есть, поле для инвестиций сформировано. Думаю, что серьезная последовательная работа с внешними инвесторами может начаться уже в июле, после публичного выхода государства на внешний рынок.
— Как повлияют на размер государственного долга планы правительства привлечь за рубежом 34,1 миллиарда гривен, а внутри страны — 66,2 миллиарда гривен?
— Учитывая запланированные государственные гарантии (45 миллиардов гривен) госдолг может составить около 40% ВВП.
— А вас не настораживает такой показатель, ибо многие экономисты считают, что «долговой потолок» для государства Украина — 35% ВВП?
— Если заимствованные деньги пойдут на развитие инфраструктурных и инновационных объектов (а именно туда, согласно бюджету, они должны пойти), то ничего страшного. Ведь, осваивая таким образом заем, экономика быстро «отобьет» его, и будет способствовать тому, чтобы дефицит бюджета в 2011 году был 4,5% ВВП, а в 2012 — 3,5% ВВП.
ПРИЗРАК «ГАЗОВОГО» ДЕФИЦИТА
— По поводу дефицита бюджета: где гарантия, что запланированный бюджетный дефицит 5,33% ВВП не «разбавится» за счет необходимости дотировать НАК «Нафтогаз Украины», ведь цена на газ внутренней добычи и тарифы для населения остались неизменными?
— Сейчас идет работа над составлением сбалансированного финансового плана для НАК на 2010 год. Сбалансировать его финансы можно за счет оптимизации расходов и доходов. Так, в 2009 году было катастрофическое падение сборов платежей за отпускаемый газ, особенно в коммунальную сферу (наиболее — за тепло). Будем с этим бороться. Также следует заняться оптимизация расходов НАКа на закупку всех необходимых ему для работы материалов и оборудования. Проще говоря, будем смотреть, чтобы не было закупок по цене в два-три раза больше реальной стоимости.
— Попадет ли под оптимизацию расходов статья об инвестиционной деятельности «Нафтогаза Украины», средства с которой идут, например, для разработки новых месторождений?
— Инвестиции в нефтегазовый комплекс всегда были очень выгодными. И задача государства — сделать инвестиционно выгодные условия для эффективного использования недр в пользу своих граждан и газового сектора. Конечно, предпочтительно для государства при наличии собственного ресурса вкладывать его в газовый комплекс. Но можно и находить какие-то эффективные механизмы привлечения иностранного капитала (государственно-частное партнерство), чтобы этот дорогой для нас ресурс не вымывался за рубеж по дешевой цене и не гулял на внешнем рынке.
СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ
— А какой процент из общего фонда госбюджета предусмотрено выделить на социальные расходы в 2010 году? Какова цифра была в 2009 году?
— В 2010 году на социальные цели пойдет 74,1 миллиарда гривен (22,4% бюджета) против 51 миллиарда в 2008 году.
— Но ведь дальнейшее увеличение расходов на социальную сферу многие эксперты называют неприемлемым для Украины в ее нынешнем состоянии. Говорят, надо вкладывать в реформы, в реальный сектор.
— 22,4% бюджета — это расходы на здравоохранение, образование, культуру. Зарплаты и Пенсионный фонд сюда не входят. Вместе с ними эта часть больше. А повышение соцстандартов, которое тоже отражено в бюджете, было необходимо, ведь среди малоимущего населения произошел значительный дисбаланс в росте цен и их доходов. Его требовалось выровнять. Иначе появились бы негативные процессы в обществе, упала бы еще больше потребительская способность. Повышение соцстандартов — минимальная, но вынужденная мера, необходимая для стимуляции экономического роста.
И я бы не стал говорить, что правительство открыло путь только потребительскому спросу. Наряду с социальными инициативами в бюджете также присутствует пакет по инфраструктурным объектам и меры, способствующие росту отраслей экономики. И как раз инвестиционная часть бюджета увеличена в разы, чтобы стимулировать экономический рост.
Выпуск газеты №:
№84, (2010)Section
Экономика