«Битва экстрасенсов» или состязание шарлатанов?
Какой-то скрытый страх, невидимая трусость просыпается, когда смотришь «Битву экстрасенсов» на канале СТБ. Сразу же возникают смешанные чувства. Как так происходит? Секрет передачи — в человеческих историях, судьбах. Кстати, часто сложных и трагических случаях, заставляющих задуматься и встрепенуться каждого. Проект трогает своей искренностью. Ведь очень часто люди обращаются к экстрасенсам как к последней инстанции. И именно их слова могут стать решающими. Но не забывайте, что существует и обратная сторона медали — шарлатаны. Телевидение — прекрасная реклама для псевдоэкстрасенсов. Сегодня общенациональные каналы просто переполнены этими интерактивами с предсказаниями судьбы за 7—15 гривен за минуту. И все это — через экран телевизора, при помощи магического шара, побрякушки, использования вашего имени и еще чего угодно. Вам дадут ответ на любой вопрос.
Как утверждает доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Запорожского национального университета Наталия Шевченко, «в подобных шоу больше нуждаются именно те, кто не уверен в себе, кто хочет привлечь к себе внимание, и выдает желаемое за действительное. Таким людям только кажется, что они обладают какими-то сверхъестественными способностями. Согласно статистике, всего 5% всего населения Земли имеет экстраспособности».
Возможно, часто экстрасенсы являются просто психологами? «Экстрасенсы — это не психологи. Психология здесь ни к чему, — подчеркивает Наталия Шевченко. — Дар либо есть, либо его нет. Способности заключаются именно в том, что человек может чувствовать то, чего не чувствуют другие. Такие способности, конечно, существуют. Яркое доказательство тому — Вольф Мессинг. Он обладал уникальным сверхъестественным даром. Но есть и множество случаев, в которых принято говорить «интуиция подсказала». Однако это не экстрасенсорика».
Экстрасенсы всегда остаются непонятными, странными, просто другими, выделяющимися среди нас. Например, финалистка четвертой украинской «Битвы» Дарина Сухая, которая учится в Запорожском национальном университете. Оказывается, что быть экстрасенсом в реальной жизни не значит на каждом шагу предсказывать будущее. Для этого нужны огромные затраты энергии, которую потом очень сложно восстановить. Дарина не помогает собственными силами даже себе, потому что не считает это необходимым. Поэтому проблема студенчества с «правильным» вытягиванием билета так и останется в мечтах спудеев. Напомню, что Дарина заняла второе место в «Битве экстрасенсов». Она рассказала нам о некоторых особенностях человека со сверхъестественными способностями: «Я никогда не исцеляю, не диагностирую. Я помогаю тем людям, которые стоят перед выбором. Я просто подсказываю им, каким путем лучше идти. Любое целительство слишком ощутимо влияет на жизнь человека. Недаром нам рассказывали о том, что многие целители теряли зрение или просто умирали. Я своих способностей не боюсь, я их очень хорошо знаю, однако, в повседневной жизни, в частности, в учебе, не использую. Здесь не нужно быть экстрасенсом. Здесь я учусь, общаюсь с друзьями. Даже не знаю, каким образом мои способности могут помочь при сдаче экзаменов».
Из разговора с Дариной я также узнала, что существуют даже школы для экстрасенсов. Недолго думая, я решила проверить эту информацию в интернете. Оказалось, что есть школы, которые предлагают экспресс-курсы типа «За две недели — все и сразу». Очень интересно, каким образом за такой срок можно овладеть сверхъестественными способностями?
«Мифологическое мировоззрение украинцев очень склонно к тому, чтобы получать информацию не научного характера, а фантастического, — отмечает Наталия Шевченко. — Ограниченность собственных умственных способностей толкает человека к восприятию информации не научной, а псевдонаучной. Отечественная наука не может ни опровергнуть, ни доказать, каким образом экстрасенсами считывается информация. И именно это привлекает общество. Незнание порождает интерес».
В завершение — информация для размышлений: после просмотра британского шоу Psychic Challenge (у которого «Битва экстрасенсов» и позаимствовала формат) 15% телезрителей признались в том, что начали верить в экстрасенсов. Убедительный процент, не так ли? Однако 6%, наоборот, убедились в том, что чудес не бывает — только очень хорошо отработанные фокусы.
Так на чьей же стороне правда?
Выпуск газеты №:
№62, (2010)Section
Медиа