Неизвестным Рембрандтом заинтересовались голландцы
Голландские специалисты проведут искусствоведческую экспертизу неизвестной картины Рембрандта Харменса Ван Рейна, хранящейся в Днепропетровском художественном музее. Эту новость сообщил на пресс-конференции координатор общественной организации «Украина — Нидерланды» Василий Копыстко. По его словам, существование в днепропетровском музее картины, принадлежащей кисти великого художника, заинтересовало сотрудников Дома-музея Рембрандта в Амстердаме. Они выразили готовность в ближайшее время приехать в Украину, изучить раритет и дать свою экспертную оценку.
Об истории небольшого портрета, хранящегося в Днепропетровском художественном музее, газета «День» писала (№228, 27.12.2006), когда картину после реставрации впервые представили в экспозиции, посвященной 400-летию великого живописца. Появилась она в музее более четырех десятилетий назад, когда помятого вида мужчина принес запыленную дощечку и попросил за нее весьма умеренную плату — на бутылку водки. Хранитель музея Семён Шило купил картину, и многие годы она лежала в запасниках. Его удивлению не было предела, когда при чистке портрета в правом верхнем углу проступила надпись «Rembrandt 1632». Восстанавливать картину далее в музее не решились и обратились за помощью к киевским коллегам-реставраторам. Полный цикл работ позволил увидеть великолепную работу голландской школы — на доске обнаружился портрет молодой женщины с нежным овалом лица, грустными глазами, затененными полями шляпы, и ниткой жемчуга на открытой шее.
Тем не менее, по словам директора художественного музея Владимира Куличихина, существовали большие сомнения относительно подлинности картины — слишком невероятной казалась находка работы Рембрандта в украинской глубинке. К тому же известно, что во времена Рембрандта существовало немало подделок, подписанных именем великого мастера. Веский вердикт вынесли московские искусствоведы из Музея художественных искусств им. Пушкина. Главный знаток творчества Рембрандта Ксения Егорова изучила доску с портретом вдоль и поперек, с использованием новейших методик и оборудования. Лабораторные исследования и химический анализ показали, что использованные для написания картины краски полностью отвечают указанной дате. Аутентичность подписи Рембрандта эксперты тоже подтвердили. Практически полностью соответствует стилю великого мастера и техника наложения мазка. Нет ничего удивительного и в том, что портрет написан не на полотне, а на деревянной доске — в те времена это было обычной практикой. В комплексе это дало основания говорить о подлинности картины, причем с очень высокой степенью вероятности. В Днепропетровском художественном музее до сих пор хранились лишь два офорта Рембрандта, однако написанных маслом работ гениального художника не было. Подобным может похвалить далеко не каждый музей. Для сохранения картины был изготовлен специальный футляр, защищающий ее от пагубного влияния сырости, тем более что нынешней зимой в музее из-за халатности городских чиновников долго не топили. Директор музея отмечает, что история портрета, к сожалению, до сих пор не исследована, неизвестен путь, которым он попал в Украину. Не исключено также, что это был один из этюдов к более крупному полотну. Все это только предстоит выяснить, а поэтому помощь голландских искусствоведов будет весьма кстати. Тем более что на поездки в Европу у их украинских коллег средств совсем нет.
Выпуск газеты №:
№37, (2010)Section
День Украины