Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Месть Геи:

климатическая катастрофа уже началась?
10 декабря, 19:15
ФОТО РЕЙТЕР

Всемирный экологический саммит в Копенгагене начался, но оптимизма у научных работников планеты не слишком добавилось: похоже, действительно эффективных решений, направленных на действия против угрозы негативных глобальных изменений климата, там не будет, одни декларации, хоть и правильные. А между тем разрушительные последствия климатических изменений проявляют себя все больше.

Конечно, периодические изменения климатических условий на Земле — это в известной степени стандартное явление, которое не может рассматриваться как что-то исключительное, небывалое, неизвестное в истории человечества. И все же то, что происходит в последние годы, вряд ли можно считать стандартными естественными колебаниями периодов похолоданий и потеплений в глобальном масштабе. Идет речь о чем-то принципиально новом, порожденном деятельностью самого человека.

Современные сложные и драматичные социально-экономические процессы имеют шанс вывести человечество на лучшие пути, но при одном условии: если в ближайшие десятилетия не случится всепланетной климатической катастрофы, которая радикально изменит условия существования человечества. Между тем, развитие глобальной экономики как раз и ведет к такой катастрофе, — если уже не начало ее. К такому выводу приходит немало ученых с мировым именем.

«День» регулярно информирует читателей относительно позиции датского ученого Бйорна Ломборга по социально-экологическим вопросам. Кажется, что ради соблюдения принципа объективности стоит ознакомить аудиторию и с идеями одного из главных оппонентов Ломборга и других антиалармистов — патриарха «зеленого движения», 90-летнего британского профессора Джеймса Лавлока (James Lovelock). Тем более, что эти идеи давно получили мировое признание, отображенные во многих книгах, и только в Украине остаются малоизвестными.

Джеймс Лавлок — член Британского королевского научного общества, известный благодаря созданию и популяризации гипотезы Геи (англ. Gaia), в которой он постулировал, что Земля функционирует как, своего рода, суперорганизм. Идет речь о биосферной концепции, суть которой заключается в том, что наша планета (как целостность определенной живой и неживой материи имеет не только системы самоорганизации, но и «контрольный механизм», который поддерживает окружающую среду в пригодном для жизни состоянии. Концепция Геи представлена в виде системной организмической науки о Земле — геофизиологии. Вероятно, именно она станет со временем той синтетической биосферной наукой, о необходимости создания которой в свое время рассуждал Владимир Вернадский. Но значение концепции Геи не сводится лишь к формированию естественнонаучной теории. Ее метафоричность, полисемантичность формулировок, уровень обобщений придают ей метафизическое содержание.

Вообще, научно-теоретическое и философское измерения концепции Геи, то есть геофизиология, весьма близки к биосферной концепции Владимира Вернадского. Впрочем, возникла «гипотеза Геи» в 50-70-х, когда Дж. Лавлок, по его собственному признанию, еще не был знаком с трудами Вернадского. Он выражает сожаление по поводу своего незнания и объясняет это тем, что до недавнего времени отсутствовали удачные переводы произведений Вернадского на английский язык, а также общей «глухотой» англоязычных авторов к иноязычным текстам. Сегодня теория Вернадского рассматривается швейцарским исследователем Жаком Гринволдом как «интеллектуальная предыстория концепции Геи», а сам Лавлок описывает Вернадского как своего «наиболее выдающегося предшественника».

Следовательно, Гея — это своеобразная самоорганизовываемая система, метафорично, как отмечает сам Лавлок, — это суперорганизм, который имеет саморегуляторные геофизиологические свойства, то есть поддерживает целый ряд параметров внутренней среды на относительно стабильном, благоприятном для живых организмов уровне. Собственно говоря, гипотеза Геи и заключалась в утверждении, что в планетарном масштабе жизнь активно поддерживает относительно стабильные условия на Земле, комфортные для собственного существования, организует глобальные параметры среды, непрерывно «выстраивая» их под себя в процессе собственного эволюционного развития (гомеореза). «Любые виды, которые неблагоприятным образом влияют на окружающую среду, делают ее менее пригодной для потомства, в конце концов будут изгнаны так же, как наиболее слабые, эволюционно неприспособленные виды», — пишет Лавлок.

По мнению Дж.Лавлока и его коллеги — биолога Линн Маргулис, все организмы, популяции, экосистемы, воздух, почва, скалы являются словно бы органами единой симбиотической системы — Геи. Человечество также является членом этой единственной сложной многоуровневой симбиотической системы, в которой осуществляется информационный обмен между партнерами как непосредственно, так и опосредствовано, через среду.

Согласно концепции Лавлока, Гея является самоценной и не может быть подчинена человеку. Скорее наоборот, человек должен осознать, что он — часть Геи, что здоровье Геи — это и его здоровье. Лучшей заботой о человеке является забота о всей Гее. А следовательно практика, принятая в индустриально развитых странах, когда огромные средства тратятся на здравоохранение при очень слабой поддержке государственных и международных усилий по сохранению биосферы и окружающей среды является порочным кругом. Чем больше мы заботимся о человечестве как об отдельном биологическом виде, используя для этого научно-технический потенциал, тем сильнее мы ухудшаем среду для всех других видов, а в итоге, через десятки-сотни лет — для себя (эффект отсроченного бумеранга). В рамках Геи должна существовать гармония всех видов, от бактерий до человека, в своего рода многоуровневом симбиозе. Так как любые виды-«выскочки», которые нарушили гармонию и неблагоприятно влияют на окружающую среду, делая ее менее пригодной для потомков, будут в конце концов изгнаны, так же, как и слабые, эволюционно неприспособленные виды. Человек, благодаря своей вере в бесконечный научно-технический процесс и в свою способность сугубо рационально и исчерпывающе познать мир, который является объектом активного преобразования, уподобляет себя божественной силе, будучи по своему естеству существом конечным. Если человек бросает вызов Геи, то неминуемо он будет испытывать катастрофы, поскольку ведет борьбу с собой.

Сегодня, считает Лавлок, злоупотребления человека относительно окружающей среды принуждают эту систему работать против Homo Sapiens. Выглядит так, что человечество в целом в его действующем состоянии — это тяжелый недуг биосферы. Последняя и пытается исцелиться, изменяя некоторые параметры своего существования таким образом, чтобы «выбросить» из себя человека, или, по крайней мере, отбросить его куда-то на обочину. В сфере изменения климата человечество уже миновало «точку возвращения», и цивилизация, каковой мы ее знаем, вряд ли уцелеет. «Еще до конца нынешнего века миллиарды из нас умрут, а горсточка людей, которая останется для продолжения рода, будет жить в Арктике, где климат останется терпимым», — утверждает Лавлок (эта горсточка будет составлять, правда, около 500 млн. человек). Хотя, конечно, есть вариант создания городов под куполами в пустынях...

Ученый уже не требует, как это он делал раньше, еще в 80-х, осуществлять поиск новых способов противодействия глобальному потеплению; он призывает правительства Британии и других стран начать масштабные подготовительные мероприятия для выживания в «климатическом аде», который, по его мнению, неминуемо наступит, когда в Европе станет на 8 градусов теплее. Патриарх «зеленого движения» писал в The Independent в статье «Мы уже прошли точку невозвращения»: «Мы сделаем все возможное, чтобы выжить, но, к сожалению, я не думаю, что США или развивающиеся экономики Китая и Индии, остановятся вовремя, а они являются главным источником эмиссий углекислого газа. Случится самое страшное». По его мнению, «мы должны учитывать ужасающие темпы изменений и осознать, как мало осталось времени, чтобы действовать, а затем каждое содружество и страна должны найти самое лучшее приложение своим ресурсам, чтобы поддерживать цивилизацию как можно дольше». Ведущие правительства мира, убежден он, должны планировать бесперебойные энергетические и продовольственные поставки в «глобальном парнике» и защиту от повышения уровня моря.

Одной из главных составляющих новой книги Лавлока «Месть Геи» являются «руководством для тех, кто выжил», адресованное людям, которые будут бороться за существование после полного структурного распада действующего экологического механизма. Можно было бы попробовать отмахнуться от утверждений научного работника как от очередной антиутопии, если бы не то, что свою концепцию саморегуляции биосферы он предложил еще в 70-х годах, исследуя под эгидой NASA возможность существования жизни на Марсе, если бы он не заговорил об опасности радикального изменения климата раньше всех — свыше 20 лет назад, если бы он не входил в группу ученых, составивших доклад о глобальном потеплении для правительства Маргарет Тетчер еще в апреле 1989 года. С того времени практически все мрачные прогнозы Лавлока оправдываются с высокой точностью.

Кстати, Лавлок никогда не боялся быть еретиком: длительное время он ожесточенно боролся против использования ядерной энергии. А три года назад вдруг опубликовал статью в The Independent, которая вызвала страшные споры в научных кругах. В ней ученый призывал экологов отказаться от давнего противодействия использованию атомной энергии, ведь она не производит парниковые газы. Глобальное потепление идет слишком стремительно, и попробовать поставить его под контроль можно только через масштабный переход на атомную энергию, писал тогда он. «Зеленое» движение в массе своей категорически отбросило его призывы и делает это доныне. Не слишком считаются с этими идеями и бизнес-круги, которые не хотят идти вопреки общественному мнению.

В докладе IPCC (Межправительственная группа экспертов по климатическим изменениям при ООН) от 2001 года говорилось, что средняя глобальная температура может повыситься на 5,8°С до 2100 года. На высоких широтах, где находится Британия, повышение может достичь 8°С. Но, отмечает Лавлок, кажется, что потепление идет быстрее и сроки достижения таких показателей могут даже уменьшиться. «Однако, отмечает он, — сохраняется возможность того, что изменение климата поддастся контролю, если наконец-то удастся уменьшить выбросы парниковых газов. Хотя, возможно, уже и поздно что-то делать».

Современная цивилизация фактически попала в ловушку: если даже США, которые отказались подписать Киотский протокол и сократить в соответствии с ним выбросы СО2, согласятся сделать это, Китай и Индия останутся вне сферы действия соглашения, поскольку проконтролировать их невозможно. Эти два новых могучих индустриальных государства (каждое — с населением свыше миллиарда) переживают период бурного экономического роста; в Китае еженедельно строится новая электростанция на угле. Похожие процессы и в Индии. Если эти государства решат затормозить свое развитие, которое выливается в огромные выбросы углекислого газа, но помогает миллиардам людей вырваться из бедности, то произойдет противоправительственная социальная революция. А если нынешние тенденции сохранятся, то рост выбросов СО2 и рост глобальной температуры (не говоря о подъеме уровня океана и затопления ряда больших городов и сельскохозяйственных угодий этих стран) приведет к постоянным неурожаям и вызовет голод, который опять-таки приведет к социальным потрясениям. «Если изменения климата будут продолжаться, я склонен считать, что к середине века Китай не сможет производить достаточно пищи, чтобы прокормить свой народ. Китайцам придется куда-то переселяться, а Сибирь слабо заселена, и до указанного времени там станет теплее», — говорит Лавлок. Возможно, кого-то из радикальных украинских националистов и позабавит будущая потеря русскими Сибири, но что случится с Украиной при таких глобальных изменениях?

Следовательно, в целом Джеймс Лавлок считает, что уже поздно пытаться противостоять глобальному потеплению — изменилась экосистема Земли и она теперь работает против человека. Исследователь считает, что людям остается только пытаться приспособиться к катастрофическим экологическим условиям, потому что с остальным оно уже опоздало. И при этом нет никаких гарантий, что приспособиться удастся.

Как видим, концепция Лавлока — это прежде всего даже не комплекс естественных гипотез и теорий, которые предоставляют возможность достаточно точно прогнозировать процессы изменений климата в целом и отдельные компоненты этих изменений, а определена мировоззренческая и философская система, которая радикально отрицает антропоцентризм. Даже больше — здесь идет речь и об определенных квазирелигиозных установах, которые нуждаются в осознанном принятии нашими современниками необратимого наказания за прошлые грехи человечества. Этого наказания, как следует из концепции Лавлока, избежать уже нельзя, его можно только кое-как смягчить, если нынешнее и следующие поколения будут вести себя соответствующим образом, существенно уменьшив свою миропреобразовательную гордыню и резко сократив бездумное потребление природных ресурсов. Только это сможет побудить Гею не уничтожать, а лишь отодвинуть на обочину человечество как потенциально опасный для геофизиологического здоровья элемент биосистемы и дать ему последний шанс должным образом «вписаться» в глобальные процессы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать