«Хронический характер» конфликта
Достижение цели на Ближнем Востоке возможно только через эволюциюВсего через несколько дней после встречи президента Соединенных Штатов Барака Обамы с премьер-министром Биньямином Нетаньяху палестинский президент Махмуд Аббас заявил, что не видит никакой общей почвы, на которой можно было бы возобновить мирные переговоры. В интервью всеарабской газете Al-Hayat, издающейся в Лондоне, Аббас призвал правительство Нетаньяху к рассмотрению реальных проблем. Махмуд Аббас подчеркнул, что не примет частичное прекращение строительства поселений, «потому что это будет означать, что урегулирование продолжается».
Аббас отметил, что Израиль стремится к созданию палестинского государства с временными границами, сделав ударение на необходимости того, чтобы приступить к возобновлению переговоров с целью достижения договоренностей о границе и решения других основных вопросов. Но Аббас признает важность переговоров между палестинской и израильской делегациями, которые должны состояться в Вашингтоне в начале октября, считая, что «у нас нет другого выбора, как продолжать договариваться». «Администрация США на протяжении последних восьми месяцев пытается добиться прогресса, — подчеркнул в интервью Al-Hayat Махмуд Аббас, — и были сделаны кое-какие шаги через ее специального посланника на Ближнем Востоке Джорджа Митчелла. Она говорит, что положительные результаты есть, но мы не можем принять это как свершившийся факт. Президент Обама считает, что «мы добились определенного прогресса и будем продолжать и развивать его». На наш взгляд, мы должны остановиться, а потом определяться после переговоров по ключевым вопросам, например, границе, поселениям, беженцам, воде и другим. Мы можем двигаться только в строго определенном направлении. Нам нужно четко знать, куда мы идем».
Впрочем, всем участникам мирного процесса нужно определяться, куда идти. Ведь за последние месяцы челночной дипломатии очень немногое удалось изменить. Скорее обе стороны снова в который раз выходят на линию договоренностей, декларируя при этом, что они уже созрели договариваться. Причем премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил газете Ha’aretz, что он не удовлетворит требования палестинцев согласиться на Израиль в пределах 1967 года в качестве условия для возобновления мирных переговоров.
Нетаньяху отметил, что речь президента США Барака Обамы на Генеральной Ассамблее ООН была позитивной, поскольку «мы должны встретиться и начать дипломатический процесс без предварительных условий». «Обама четко говорил, что Израиль — национальное государство еврейского народа, — сказал Нетаньяху, — я считаю, что разногласия по этому поводу являются корнем конфликта». Выступая же с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, президент Барак Обама подчеркнул: «Наша цель понятна — два государства, живущие бок о бок в мире и безопасности. Еврейское государство Израиль с настоящей безопасностью для всех израильтян и жизнеспособное, независимое палестинское государство с непрерывной территорией, которое завершает оккупацию, начавшуюся в 1967 году, и реализует потенциал палестинского народа».
Однако нужно вспомнить, что все попытки завершить оккупацию мирным путем провалились. Ведь урок Осло, Кемп-Девида и Аннаполиса однозначен — даже самое умеренное палестинское руководство не в состоянии принять самые радикальные мирные инициативы израильской стороны. Целых 16 лет продолжается длительный и утомительный процесс мирного урегулирования. Все варианты договоренностей детально изложены и запротоколированы, но палестинцы не готовы пойти на минимальный компромисс ни по одному из основных вопросов. Их отказ признать еврейский характер государства Израиль, согласиться на создание разоруженного палестинского государства и отказаться от требования о возврате беженцев является препятствием для мирного урегулирования в ближайшем будущем. Очень похоже, что на сегодняшний день нет настоящего палестинского партнера для раздела территорий между двумя народами.
Поэтому вряд ли ближневосточную проблему президенту Бараку Обаме удастся решить при помощи инициатив и нотаций. Реальная ситуация выглядит довольно жестоко: продолжение оккупации неприемлемо и невозможно. И в то же время, одностороннее отступление очень опасно. К сожалению, именно такова ситуация в ближневосточном регионе, и с этой реальностью президенту США Обаме придется иметь дело и в дальнейшем.
А реальность Ближнего Востока такова, что оба предшественника Барака Обамы в Белом доме в свое время споткнулись о камни ближневосточных противоречий. Билл Клинтон пытался стимулировать революцию мирного процесса. Однако все его старания в этом направлении не увенчались успехом. Джордж Буш пробовал устроить демократическую революцию в Палестинской автономии, но ее итогом стал хаос, усиление позиций экстремистов и захват ими контроля над Сектором Газа. Поэтому, учитывая негативный опыт в этом направлении своих предшественников, Барак Обама должен понять, что Ближний Восток — совершенно неподходящее место для революций. Там возможна только эволюция, а не революция. И ключевым этапом этой эволюции является «процесс». Причем процесс долгий, в ходе которого палестинское общество должно измениться, и тогда завершится израильская оккупация. Обама должен это понять.
В этой сложной ситуации, складывающейся вокруг примирения палестинцев и израильтян, возможно, стоило бы говорить об увеличении влияний ООН на ближневосточный мирный процесс. В этом смысле следует обратить внимание на выступление премьер-министра Израиля на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выделявшееся своей четкостью и беспристрастностью. Биньямин Нетаньяху начал с напоминания о том, что еврейское государство Израиль создано по решению ООН после ужасной трагедии Второй мировой войны — Холокоста. Он напомнил, что на сессии ООН выступал президент Ахмадинежад, который снова отрицал Катастрофу. Израильский премьер показал с трибуны копии протоколов конференции в Ванзее, на которой было принято «окончательное решение еврейского вопроса», а также чертежи концлагеря в Освенциме, подписанные Гиммлером. Биньямин Нетаньяху подчеркнул, что заявления иранского президента являются грубым пренебрежением нормами ООН и призвал мировых лидеров не повторять ошибок прошлого. Выступление Нетаньяху было сосредоточено на опасности иранской ядерной программы и на неправомерности обвинений Израиля в ситуации, когда он находится под постоянным ударом террора.
Вообще арабо-израильский конфликт является одним из наиболее трудноразрешимых споров, носящих хронический характер, в современной мировой истории. Кроме того, этот конфликт подпитывается влиянием исторических и религиозных факторов и прямым вмешательством извне (Ірана и других стран, незаинтересованных в стабилизации в регионе). Для того, чтобы добиться прогресса в направлении мира, необходимо, чтобы больше людей в ближневосточном регионе начали рассматривать конфликт не с точки зрения его эмоционального восприятия, а через призму достижения цели. Потому что только через понимание законных стремлений всех сторон возможно будет прийти к миру.
По сути, ближневосточный конфликт является причиной проблем не только во всех арабских странах, но даже и в Иране, Афганистане и Пакистане, и одной из главных причин распространения по миру исламского терроризма. Поэтому, достигнув мира на Ближнем Востоке, можно будет искать пути искоренения террористического джихада по всему миру. Позитивом в этом смысле также является и то, что арабы, наконец, начали осознавать реальную опасность для себя от вмешательства Ирана, который заинтересован в как можно более долгом продолжении этого конфликта.
Выпуск газеты №:
№174, (2009)Section
Мировые дискуссии