Держи «Волну»!
Открываем белые пятна украинского постмодернизма
В Национальном художественном музее Украины проходит выставка «Украинская Новая волна. Живопись, фото, видео второй половины 80-х — начала 90-х годов». Экспозиция будет демонстрироваться до 1 ноября, и является первым этапом долговременного выставочного проекта в рамках празднования юбилея — 110 лет НХМУ.
В этом году музей представит ряд проектов, привлекая как собственные фонды, обычно недоступные посетителям, так и отечественные музейные собрания и частные коллекции. Кроме художественных полотен, посетители будут иметь возможность посмотреть фотокарточки и отснятый видео-арт. 25 октября будет представлен каталог этого проекта, куда войдут не только визуальные репродукции произведений, а также документальные материалы, посвященные этому периоду искусства.
Выставка посвящена постмодернистскому искусству, эволюции которого в конце 80-х была присуща провокация, симулятивность в соответствии с интеллектуальными правилами «игры в бисер», ироническое переосмысление культурных кодов и литературных сюжетов. Для экспонирования отобрали произведения художников, которые начинали свои поиски в конце 80-х — начале 90-х в рамках известных молодежных пленэров в Седневе (1988, 1989), а также в сквоте «Парижская Коммуна» (1990—1994), и вместе организовывали выставки. Ядром стали киевские художники, к которым присоединились одесские и западноукраинские художники. Их произведения второй половины 80-х — первой половины 90-х гг. сочетают тенденции трансавангарда и национальные традиции (в частности, украинского барокко). С именами художников, работавших в актуальном для того периода направлении, сегодня связывается понятие современного искусства, и они представляют Украину на международных выставках: Гнилицкий, Голосий, Чичкан, Тистол, Савадов, Цаголов, Соломко, Ройтбурд, Скугарева, Кавсан, Исупов, Друганов, Вышеславский и другие.
Экспозиция, развернутая в музейном пространстве рядом с произведениями отечественного искусства ХІІ—ХХ веков, предоставляет уникальную возможность показать «украинскую Новую волну» как необычный творческий феномен, являющуюся неотъемлемой частью украинского искусства и определяет пути его развития сегодня. На выставке представлены произведения из коллекций Национального художественного музея Украины, Сумского областного художественного музея им. Онацкого, Арт-фонда Игоря Воронова, PinchukArtCentre, МСМ «Совиарт», частных собраний и коллекций художников.
— К сожалению, ХХ век в украинском искусстве — это сплошные белые пятна, исчезнувшие произведения, художники, катастрофы. За границами Украины оказались сотни художественных работ, их творцов. Этот период еще и до сих пор остается малоизученным, — рассказала «Дню» искусствовед Галина Скляренко. — Хочется, чтобы мы не опоздали с этим изучением. «Программные», знаковые произведения уже давно покинули границы нашей страны, разошлись на волне заинтересованности ими иностранцев и украинских эмигрантов. Вряд ли мы их еще когда-нибудь увидим. Период конца 80-х — начала 90-х — это бурные вспышки, попытки дискутировать с украинской традицией. Сейчас все создается преимущественно на продажу. В мире превалирует гламурно-галерейное искусство. А тогда «був нашим час», как говорил Андрухович, хотелось творить, делать что-то новое с мощной энергией.
По словам организаторов проекта, все полотна отбирались искусствоведами очень тщательно, чтобы показать творческий срез той эпохи. Представленные картины — наслоение разнообразных техник, варьирование тем — от греческой мифологии до украинских политических реалий того времени (портреты бывших президентов Украины — Кравчука и Кучмы). Использование разнообразных цветов, вместо холста — склеенных географических карт, хаотичность нанесения красок и штрихов, ироническая игра художественных кистей, подтекстов изображений, барочная чувственность и иногда ее избыточность.
— Сегодня произведения проходят первое испытание зрителем. Для картин это действительно экзамен — вот так «стоять» рядом с признанными уже классиками, — рассказала «Дню» Оксана Баршинова, куратор проекта, старший научный сотрудник НХМУ. — Произведения второй половины 80-х — начала 90-х дают широкое поле для дискуссий, исследований, поисков. К сожалению, в фондах музея нашлось только два-три произведения того периода, поэтому при подготовке этой выставки для нас было очень важным сотрудничество с меценатами, частными коллекционерами, PinchukArtCentrоm, которые любезно согласились предоставить нам картины.
Много лет подряд существовала потребность в создании отдельного музея современного искусства, и немало художников хранили свои произведения, мечтая когда-то показать их будущему поколению. Однако окончательно разочаровавшись и отчаявшись, они решились на продажу за границу. Вот таким образом, к сожалению, большинство украинских произведений разошлось по миру...
— Если мы восстановим национальный дух и культуру, тогда и возродим нашу страну, — подчеркнул Дмитрий Андриевский, меценат проекта. — Сейчас возрождается практика меценатства, как во времена Терещенко и Ханенко, хотя нет поддержки на уровне государственной власти, а поэтому мы рассчитываем на свои силы. Сегодня мы имеем возможность увидеть потерянную и забытую часть украинского искусства.
— Наша живопись не мультипликационная, а живая. Понимаете, когда художники писали свои картины, то не думали, сколько получат денег, — сказал коллекционер Игорь Воронов. — В своих работах они выражали свои эмоции и внутреннее состояние. Именно тогда, в 80-90-е, по моему глубокому убеждению, была свобода выражения мыслей в искусстве, не было тогда денежной заангажированности.
Сегодня музей является одним из немногих, пытающихся реформироваться, расширить грани искусства, приобщиться к европейским тенденциям. В его стенах часто проходят разнообразные экспозиции, вернисажи. Отдельно создаются художественные мастерские, творческие лектории как для взрослых, так и для детей. Следует расширить границы искусства, как «продукта» не только для определенной когорты населения, а для всех украинцев. Нужно стимулировать меценатство, интерес к собственному культурному величию, открывать новые музеи, ведь общество в этом действительно нуждается.
Выпуск газеты №:
№171, (2009)Section
Культура