«Проблема Украины — отсутствие правды...»
Чего вы ожидаете от вашей инициативы? «День» обратился к подписантам обращения украинской интеллигенции к странам-гарантам Будапештского меморандумаСогласно Конституции Украины, к полномочиям Верховной Рады принадлежит «определение основ внутренней и внешней политики». Поэтому на любую внешнюю критику относительно внутренней или внешней политики Украины парламент должен реагировать. К примеру, если президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выступает с подобной критикой, то свой ответ должна была дать Верховная Рада, но этого, как известно, не произошло. Аналогичная ситуация и с принятым Госдумой России в первом чтении законом об использовании российских военных сил за границей, а такие российские силы в Украине есть — это Черноморский флот Российской Федерации. Помним мы и о претензиях президента Румынии Траяна Басеску относительно Южной Бессарабии и Северной Буковины. Реакции от парламента снова не было.
Но если представители народа молчат, говорит общественность. В данном случае свое ответное слово российскому руководству высказала украинская интеллигенция. «День» уже проводил опрос среди экспертов (читайте №165 от 17 сентября 2009 года), но сегодня мы предлагаем вам ответы авторов обращения на немного похожие вопросы: Какова ваша личная мотивация написания этого обращения? Считаете ли вы необходимым параллельно или первоочередно искать поддержки у собственного народа? Чего вы ожидаете в результате вашей инициативы от стран-гарантов?.
Мирослав МАРИНОВИЧ, первый проректор Украинского католического университета, президент Института религии и общества Украинского католического университета:
— Разумеется, обеспечение политических интересов Украины является долгом самой Украины. Но, вместе с тем, с помощью обращения я хотел бы напомнить главным государствам мира об их ответственности. Потому что тяжело представить себе такое государство, как Украина, живущим в вакууме, в любом случае, в мире существуют геополитические воздействия. Следовательно, отслеживать и регулировать эти воздействия должны самые сильные государства мира. Меня иногда поражает механизм, который я называю «психологическое вытеснение». Скажем, беседую я с немецкими политиками, которые мне говорят: «Почему вы постоянно раздражаете россиян?.. Говорите о Голодоморе...». Немцы таким образом ищут возможности подсознательно обвинить более слабого в том, чем сильный распоряжается. Германия считает себя не способной опираться силе России, потому она и ищет причину, чтобы свалить все на Украину. Конечно, я гиперболизирую, но такой механизм имеет место. Поэтому главная причина моего обращения — это ответственность подписантов.
Отсутствие обращения к украинскому народу не исключает обращения к странам-гарантам или наоборот. Что касается реакции государств мира, то я ее и не жду — хотя бы потому, что к ним обратились люди, не обремененные должностью. Если бы это сделал Президент Ющенко, тогда бы они были обязаны отреагировать. Зато жду я большего внимания к нам, большей ответственности за свои действия относительно Украины и понимания того, что за их действиями в Украине следят.
Николай ЖУЛИНСКИЙ, академик НАН Украины, доктор филологических наук, профессор, директор Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины:
— Это не просто личные мотивации, вызванные какой-то сиюминутной эмоциональной реакцией, а довольно серьезные мотивы, базирующиеся на анализе политики высшей российской власти относительно Украины. Это, в конце концов, моя как гражданина Украины тревога за судьбу украинской независимости.
По поводу мотивов. Всем очевидно, что Россия ведет уже не один год информационную войну с Украиной. Давайте заглянем на Петровку и посмотрим, какие книги массовым тиражом продуцируются в России, посвященные так сказать российско-украинским отношениям — как в историческом плане, так и в футурологическом. Некоторые авторы моделируют разного рода российско-украинские вооруженные конфликты, рассматривают Украину как врага России, и единственный выход для этих прогнозистов — российско-украинская война. К сожалению, это уже происходит не один год, и для большинства граждан Украины очевидно нагнетание со стороны высшего руководства, со стороны Российской Федерации напряженности в отношениях России с Украиной. Почему за период руководства страной нынешнего президента России количество россиян, считающих Украину недружественным государством, возросло с 30% до 56%? Ведь это почти вдвое!
Это результаты социологического опроса, проведенного летом 2009 года Киевским международный университетом социологии Украины и «Левада-центром» в России. Нас, прежде всего Президента Виктора Ющенко, упрекают не только в верхах Российской Федерации, но и свои «патриоты», в частности, некоторые кандидаты в президенты Украины, в том, что мы сами, то есть Украина, виноваты в ухудшении российско-украинских отношений. Если бы это было именно так, то почему же эти социологические исследования свидетельствуют: количество украинцев, считающих россиян дружественными соседями, с марта 2008 по март 2009 гг. возросло с 88% до 93%. Следовательно, в Украине никто не формирует общественные настроения под углом зрения нагнетания недружелюбного отношения к России. Нам в Украине «своих» врагов хватает, которые готовы верноподданно преклонить колени перед нынешним российским руководством. Но почему я об этом сейчас завел разговор?
Обращение российского президента Дмитрия Медведева от 11 августа этого года к украинскому Президенту было ориентировано и на тех, кто никак не дождется президентских выборов, чтобы продемонстрировать перед северным соседом готовность следовать в фарватере российской внешней (и не только внешней) политики. Вернее нынешней российско-имперской политики. В послании президента Российской Федерации четко освещена мысль, что Россию не устраивает независимый курс Президента Украины Виктора Ющенко, и они ждут «угодного им» президента Украины. И почему-то те, кто демонстрирует сейчас, еще до начала президентской кампании, свое угодничество, не задумываются над тем, что это является вмешательством во внутренние дела Независимого Государства. И что это унижение и их, политических руководителей страны, и народа, от имени которого они выступают и от имени которого собираются управлять государством. Так можем ли мы ждать от них, от реальных претендентов на пост президента Украины, что они, за исключением разве что Виктора Ющенко, заполучив эту высокую должность, обеспечат курс Украинского государства, а не приползут на коленях к Москве, как это не раз уже было в украинской истории. Поэтому мы обращаемся к странам-гарантам нашей безопасности, нашего суверенитета, а именно к тем, кто подписал Будапештский меморандум, с требованием подтвердить на специальном совещании эти гарантии.
Грустно признавать, но, на мой взгляд, нынешнее украинское руководство не очень рассчитывает на поддержку украинским народом своей деятельности. К сожалению, власти в глазах народа фатально скомпрометированы, люди им не верят, и не стоит надеяться, что эти настроения могут в ближайшее время измениться. Интеллигенция, научно-техническая элита, деятели культуры, литературы, искусства это осознают и стремятся как-то консолидироваться для выражения своей позиции относительно будущего развития своей страны. Как и подавляющее большинство граждан Украины, интеллигенция желает улучшения отношений между Россией и Украиной. Это наш близкий сосед, с которым мы жили (хорошо или плохо — это уже история) много веков рядом, и теперь, когда Украина, наконец, является Независимым Государством, мы хотим, чтобы эти отношения были дружескими, построенными на взаимоуважении и равноправном партнерстве. Кто сомневается в том, что этого хотят все граждане Украины? Никто! Поэтому интеллигенция, базируясь на этих настроениях, рассчитывает на поддержку своего народа в попытке повлиять на руководство страны, чтобы оно четко выразило свою позицию относительно обеспечения суверенитета Украины и проведения им независимого курса. Особенно важно, чтобы украинские власти действовали консолидировано, формируя равноправную, достойную великого Европейского Государства внешнюю политику.
Что касается реакции, которой мы ждем от стран-гарантов нашей безопасности и независимости, то мы надеемся, что такая реакция обязательно будет. Другое дело, в какой это форме проявится — будет ли это специально созванная международная конференция, или каждое из этих государств — США, Великобритания, Франция, Китай и, надеемся, Россия — подтвердит свою позицию, сказать сложно. Но проигнорировать наше обращение парламенты, правительства Европы и мира не должны.
Мирослав ПОПОВИЧ, академик НАН Украины, доктор философских наук, профессор, директор Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины:
— Моя мотивация — это тревога за наши межгосударственные отношения, в частности, из-за негативного отношения населения Российской Федерации к Украине, в отличие от позитивного отношения украинцев к россиянам. Но причины моего обращения не только личные. Я общаюсь со многими украинскими учеными, которые в свою очередь также выказывают недовольство нашими отношениями. Стоит отметить, что нагнетание ситуации со стороны России плохо отображается на обеих конфликтующих сторонах, усиливает агрессивность, непонимание и закрытость, способствует радикализации настроений в наших обществах. На пути формирования образа врага Россия продвинулась намного дальше, чем Украина, поэтому цивилизационная угроза не нуждается в доказательствах. В конечном счете, все это стало мотивом моей подписи под обращением.
Что касается обращения к украинскому народу. Я не представляю себе, как это можно совмещать с дипломатией. Например, подобное обращение к народу будет со стороны Президента Украины, премьер-министра или главы парламента — это же тревога, мобилизация всех духовных, политических и экономических сил. Так что нормальной является форма диалога. Я согласен, что должно было быть обращение со стороны парламента как законодательного органа, формирующего внешнюю политику страны. Ведь Верховная Рада — это всегда нечто большее, чем просто юридическая инстанция для утверждения определенных документов. Парламент — это место, где формируется воля нации, поэтому он должен был дать оценку всем этим негативным явлениям в наших отношениях. А поскольку этого не произошло в силу недееспособности нашего законодательного органа, инициативу на себя взяла общественность. Вообще, когда общественность берет на себя инициативу, — это нормально, это должно способствовать улучшению отношений между Украиной и Россией.
Будет ли реакция со стороны стран-гарантов? Положа руку на сердце, я не надеюсь на это. Вряд ли президент Медведев или другие руководители России станут разговаривать с группой украинских интеллигентов. С моей точки зрения, речь вообще не идет о каких-либо посланиях, ведь это диалог между интеллектуалами всех стран, в том числе теми, кто подписал Будапештский документ. Другое дело, что он, по сути, ни к чему конкретному не обязывает подписантов, потому что не является каким-то соглашением, где четко определены условия, при которых участники должны вмешиваться и совершать определенные действия. Таким образом, подобный диалог является долговременной общественной акцией, которая будет вызывать серьезное давление на правительства и на симпатии населения западных стран. Я убежден: если к этому привлечь широкий круг западной общественности, люди бы нам симпатизировали, поскольку мы не агрессивны.
Ярослав ЯЦКИВ, академик НАН Украины, доктор физико-математических наук, глава Украинского международного комитета по вопросам науки и культуры при НАН Украины:
— Личная мотивация связана с той политикой, которую проводит высшее руководство России по отношению к другим суверенным государствам, в частности, и к Украине. Во-первых, меня чрезвычайно удивил приезд патриарха Кирилла, точнее, его выступления в Украине, поскольку, на мой взгляд, это были выступления политика, а не духовного лица. Я в своей жизни имел возможность общаться и с Иоанном Павлом II, и с патриархом Алексием, и с нашими предстоятелями — Владимиром и Филаретом, и каждый раз я ощущал, что разговариваю с духовным лицом, а когда я слушал выступление патриарха Кирилла, у меня остался неприятный осадок.
Во-вторых, обращение президента России Медведева в адрес Украины меня также удивило. Президент такого большого государства не должен позволять себе так выступать. Я недавно был в Москве и Казани, где имел встречи с российскими коллегами-учеными, и, нужно сказать, они обеспокоены ситуацией, сложившейся на высшем уровне властной структуры России. Но, несмотря на всю эту безумную пропаганду против Украины, они понимают, что деятели культуры, науки должны уважать выбор граждан. Поскольку мы уважаем выбор российских граждан, так же и они должны уважать выбор украинских граждан. Исходя из этих причин, я согласился подписать это обращение и даже внес несколько правок в текст.
Невзирая на то, что мы обратились к странам-гарантам, наше обращение направлено и к украинскому народу. Однако мы живем в реальном мире и понимаем, что надеяться на отклик от государств-гарантов не стоит. Так что те, кто подписал это обращение, ставили себе цель быть услышанными представителями широких слоев населения Украины. К сожалению, здесь также не стоит надеяться на поддержку, но тот, кто пытается сказать свое правдивое слово, должен это делать, и тогда его непременно услышат. Проблема Украины — это отсутствие правды и людей, могущих говорить эту правду, какой бы горькой она ни была. Все это приводит к тому, что люди полностью теряют доверие к политикам. Но как бы там ни было, подписавшие обращение имеют полное моральное право говорить эту правду.
Также надеюсь, что наше обращение привлечет внимание украинской интеллигенции в Канаде, США, Германии, Австрии, Франции... Мы не обвиняем в чем-то греховном Россию, мы лишь обращаем внимание на то, что Украина хочет строить то государство, которое она сама создала в мечтах.
Выпуск газеты №:
№167, (2009)Section
Подробности