Побег от доллара
Недавно в выступлении в Киеве редактор американской версии газеты «Файненшл Таймс» Кристина Фриланд жаловалась, как тяжело дается западным масс-медиа анализировать причины и прогнозировать последствия текущего глобального кризиса. По моему убеждению (чем я и поделился тогда с Кристиной и возражений не получил), мировые «мейнстримные» медиа (то есть не только многотиражные, влиятельные, но и диктующие правила и рамки допустимого в глобальном политическом дискурсе, в частности, с засоленными мантрами либерала-монетаризма и уже пресловутую политкоректность) стали жертвами собственной самоцензуры, годами игнорируя альтернативный дискурс, участники которого, по меньшей мере, еще шесть лет назад предупреждали о катастрофе.
Прежде всего, речь идет о создателе «малазийского чуда» и многолетнем премьер-министре Малайзии, докторе Мохамеда Махатхира. Он не только вывел еще сравнительно недавно обнищалую страну в мировые лидеры по развитию (с планами войти до 2020 года в клуб самых развитых стран согласно национального лозунга «Малайзия боле!» — Малайзия может!), но и успешно выдержал страшную финансовую катастрофу, которая постигла «молодых азиатских тигров» в 1997 г. Что интересно, сегодня опыт Махатхира творчески перенимают другие, пусть и без прямых ссылок на него.
Тогда, в 1997 году, странам Юго-Восточной Азии западные менторы сразу объяснили их вину — «перегретость» стремительно растущей экономики, и прописали рецепт лечения наподобие снотворного вместе с расслабляющим — нещадно сократить бюджетные расходы, повысить процентную ставку и ослабить национальную валюту.
Тогда Махатхир не только нарушил нормы политкорректности, обвиняя в кризисе известного валютного спекулянта Джорджа Сороса, и назвав его «крокодилом», но и совершил прямо противоположное. Махатхир жестко привязал курс национальной валюты рингита к американскому доллару, при этом сохранив докризисную покупательную способность рингита не повысил, а снизил до минимума процентную ставку, не урезал бюджетных расходов, а наоборот — выделил пять с половиной миллиардов долларов на развитие. Пошел тогда Махатхир и на драконовские методы, обязав экспортеров сдавать всю валютную выручку национальному банку. Государство и по сей день продолжает регулировать цены на основные товары, а спекуляция сурово наказывается.
Малайзии тогда пророчили все мыслимые и немыслимые беды. Но оракулы замолчали, когда уже в 2000 году Малайзия возобновила 8% экономический рост и обеспечила полную занятость рабочей силы. А приток иностранных инвестиций вследствие «антирыночных мер» вырос на 60%. Хотя вещуны умолкли не только из-за мук совести. Как сообщала американская «Вашингтон Пост», известный аналитический центр (такие еще называют «пропагандистскими мельницами») «Фонд «Наследие» (Heritage Foundation) разительно сменил острую критику на лестные восхваления после того, как получил от правительства Малайзии сотни тысяч долларов «на исследования».
Сегодня малайзийский рецепт преодоления кризиса просматривается в действиях руководства Казахстана, пусть и без упомянутых выше «драконовских мер». Как и в случае «азиатских тигров», экономика Казахстана в 2006 году «перегрелась» льготными кредитами, и уже годом позже пришлось открывать правительственную копилку валютных резервов, созданную предварительно по урокам тамошнего кризиса. Концепция преодоления кризиса по-казахски, изложенная в недавнем послании президента Н. Назарбаева к народу Казахстана под красноречивым названием «Через кризис — к обновлению и развитию», держится на следующих столпах: обеспечение полной занятости населения, перестройка инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства и реализация больших экономических проектов. Так, только на развитие сельского хозяйства, прежде всего, на увеличение производства высококачественного зерна, выделяется около 4 млрд. долларов. Кстати, определенная доля из этих средств может перепасть и украинским производителям сельскохозяйственной техники, в которой казахи очень заинтересованы. Обнадеживающей, очевидно, перспектива была бы для тех же забастовщиков-машиностроителей в Херсоне. Но неизвестно, знакомо ли руководство региона с посланием президента Казахстана... А еще — жесткая финансовая дисциплина и контроль за расходами, и неизбежность наказания как должностных лиц, так и банкиров.
А, преодолев кризис, доктор Махатхир сосредоточился на сокрушительной критике мировой финансовой системы. Так, торговлю финансами, объем которой в 20 раз превышает реальный объем торговли товарами, Махатхир не только заклеймил как аморальную, но и требовал признать ее противозаконной. Он возмущался тем, что одним кликом компьютерной мышки можно зарабатывать, перебрасывая огромные денежные суммы, не производя товаров и не создавая рабочих мест. Но зарабатывает таким образом лишь кучка валютных спекулянтов, которые богатеют на разорении миллионов людей, а то и целых государств.
Как преданный мусульманин, Махатхир пропагандировал исламские принципы обращения с финансами, которые, в частности, запрещают ростовщичество и вообще требуют честности. Поэтому в 2002 году Махатхир предложил мусульманским странам перейти в расчетах на «золотой динар», отказавшись от доллара, не подкрепленного, как когда-то, золотым запасом. Золото не нужно будет перевозить из страны в страну, чтобы рассчитаться за поставки, доходчиво объяснял Махатхир. «Золотой динар», скорее всего, будет единицей измерения и средством накопления внутренних резервов, а не обычной валютой. Двумя годами позже он предложил государствам Персидского Залива продавать свою нефть за золото, чтобы не терять доходы вследствие его падения. Но, такая «ересь» распространялась, по большей части, на антиглобалистских сайтах, тогда как ведущие медиа возмущались очередным нарушением Махатхиром правил политкорректности, изымая из общего контекста какую-то его фразу наподобие «евреи нынче правят миром через своих уполномоченных» — с сокрушительной по критике речи к мировой мусульманской общине, в которой он требовал от единоверцев покончить с невежеством и отсталостью, и, в частности, поучиться у евреев, которые, по его утверждению, смогли после веков преследований занять командные посты в мировой политике, экономике, науке и культуре. Что стоит отметить, именно острой критикой за отсталость и нытье, и побуждением к образованию Махатхир поднял до должного уровня развития собственный малайский этнос, который до того чувствовал себя обделенным и бедным по сравнению с китайской и индийской общинами в Малайзии.
За несколько последних месяцев идея побега от доллара стала чрезвычайно популярной. Уже упомянутый президент Казахстана Н. Назарбаев не только четко определил семь дефектов существующей мировой валюты (в частности, бесконтрольность и безответственность эмиссионного центра) и напомнил о своем давнем предложении (что интересно — в то же время, когда Махатхир предлагал «золотой динар») об общей наднациональный валюте — алтын — в рамках объединения ЕврАзЕС. В статье «Ключи от кризиса» он довольно убедительно доказывает необходимость создания сверхнациональных региональных транзитных валют, в частности, на территории Евразии, тем более, что в других регионах мира такие процессы уже происходят: за год может появиться «заливный динар» в государствах Персидского залива, в Южной Америке государства группы АЛБА вводят свою расчетную единицу «сюкре»...
Уже 2 апреля на саммите «двадцатки» в Лондоне, Китай и Россия могут совместно задать вопрос о поиске альтернативной доллару резервной валюты. А Индия и Бразилия их поддержат. Весьма многозначительным был и недавний отказ Евросоюза увеличивать денежную массу евро (кстати, также целиком региональная валюта, которая начиналась с расчетной единицы «экю») в соответствии с ростом массы долларовой. И хотя перспектива такой мировой финансовой революции, признают даже оптимисты, еще весьма отдаленная, регионализация, как антитезис глобализации, с необходимостью транзитных, по Назарбаеву, переходных к согласованию всеми будущей мировой валюты, становится чем дальше, тем более очевидной.
Выпуск газеты №:
№54, (2009)Section
Мировые дискуссии