Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Маленькая огромная страна

Фестиваль современного искусства как «путеводитель» по Израилю
25 марта, 00:00

Набирая высоту, самолет наполнился ярким солнечным светом, оставляя внизу мокро-серый и промозглый предвесенний Киев. Солнце было таким ярким, что пришлось прикрыть шторки иллюминаторов. А через пару часов свет за окном неуловимо переменился. Нет, он не потускнел, а приобрел богатство бликов перекликающегося с небесным светилом моря — наш «Боинг» заходил на посадку с моря, — и далеко внизу обозначился такой знакомый по картинкам, небоскребный, вполне нью-йоркский пейзаж. Но садились-то мы не в аэропорту Кеннеди, нас гостеприимно ждали главные воздушные ворота Израиля — Бен-Гурион.

ПРЕЛЮДИЯ ФЕСТИВАЛЯ — ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Каждый раз не устаю благодарить Бога за выбранную профессию, которая позволяет много путешествовать, знакомясь с новыми местами и людьми. Но так случилось, что при всем географическом фестивальном многообразии в эту страну я попала впервые, как-то не складывалась наша с ней встреча. И встреча эта меня потрясла. Потрясла не только осязаемым ощущением истории человечества, но и потрясающим умением молодой страны не только обжить, но превратить в цветущий оазис, казалось бы, не приспособленную для существования землю.

Города, практически переходящие один в другой, — территориально Израиль очень невелик — не похожи друг на друга, очень продуманно привязаны к местности и созданы для удобной и радостной жизни, утопают в зелени и разнообразии экзотических цветов. Цветовая гамма так велика, что кажется — она расширяет своим многоцветьем радугу. А, увидев, что к каждой травиночке подведена трубка для капельного орошения, хочется низко поклониться тем, кто это создал и поддерживает.

Вообще, здесь очень остро ощущение необыкновенного вкуса к жизни — много веселья, улыбок, доброжелательности. Может быть, это дается пониманием всех свершений и бед, счастья и ошибок людского племени от Авраама до наших дней.

Иерусалим, с его многочисленными храмами, синагогами и мечетями, как ни странно, дает мудрость понимания единого Бога и производит впечатление высшей толерантности и терпимости к различным конфессиям, различным привычкам — в одежде, еде, укладе жизни. И это при том, что в Израиле религия не отделена от государства и религиозная община играет огромную роль в политической жизни страны. Кроме хрестоматийных туристических маршрутов по старому городу, здесь много театров, концертных залов, (включая зал под открытым небом, с удивительной акустикой), музеев, одна из самых крупных в мире Синематек, с милым ресторанчиком — местом традиционной встречи местной и заезжей богемы. И ошеломляющий своим трагизмом музей Катастрофы Холокоста.

Центром площади в 18 гектаров, которую занимает Яд Вашем, знаменитый исторический музей Катастрофы Холокоста, является стеклянная призма, вершина которой выступает высоко над землей. Она словно тянется к жизни, к свету. Это удивительное архитектурное сооружение известного в мире архитектора Моше Савди уводит посетителей вниз, в трагические скальные лабиринты боковых отсеков, являющие боль и страх, запрет на жизнь и дерзкую смелость жить, человеческую низость и предательство, и презрение страшной опасности во имя спасения жизни, вычеркнутых из нее людей. Это место скорби, гордости и святой веры в невозможность повторения зла. Музей открывал мне свои тайны благодаря его сотруднику, бывшему рижанину, профессору Арону Шнееру. Помнить прошлое, создавать будущее — таков его девиз, который неустанно поддерживает огромный коллектив его работников во главе с бывшим бригадным генералом Авнером Шалевом. Вся его семья служила утверждению и процветанию страны еще со времен пионеров, и господин Шалев твердо убежден, что исполняет миссию первостепенной важности — через Боль, Горе и Сострадание открывает людям общечеловеческие ценности. Музей ведет большую образовательно-просветительскую работу. Здесь проходят семинары, конференции, приезжают со всего света учителя, преподающие историю. Недавно были педагоги из Западной Украины. А благодаря добрым украино-израильским отношениям недавно в выставочном зале нашли свое постоянное место знаменитые рисунки Бруно Шульца.

Но приехала-то я на фестиваль современного искусства Израиля, МИД которого предложил такую насыщенную программу, что только несколько постфестивальных дней позволили немного познакомиться с этой удивительной страной. Здесь на небольшом пространстве, словно в учебнике географии, разместились все климатические пояса — пустыня и три моря, горы и снег, солнце и ветер, влага и сухость. И еще здесь много звенящего, прозрачного воздуха. Маленькая — огромная страна.

ВАРИАЦИЯ I — МНОГООБРАЗИЕ ТЕАТРА

Театр в Израиле — явление достаточно молодое, не свойственное национальной культуре, но так же, как и современный балет, ставшее органичной ее частью. Он находится в постоянном развитии, и ускоряющееся его поступательное движение полно азарта и поиска. Театральных трупп гораздо больше, чем театральных зданий, хотя и на их отсутствие грех жаловаться. От ультрасовременного комплекса Оперного и Камерного театров через классическое здание «Габима» до маленького театра в старинной Яффе и расположенного в старых гаражах театра «Тмуна».

Ансамбль «Тмуна»-театра был основан Навой Цукерман в 1981 году и поставил более 20 пьес в Израиле и за рубежом до того, как в 1999-м был открыт «Тмуна»-центр. В течение этого времени был разработан совершенно новый, особый театральный язык. Изначальной целью коллектива было предоставление пространства для творчества в искусстве театра, движения, музыки и драматургии. Особое внимание в современном театре Израиля уделено некоему миксу пантомимы и балета. Целью этих работ было развитие способностей участников в личностной экспрессии, с использованием только одного языка — языка тела. О таких спектаклях мы еще поговорим ниже.

Культурный центр «Тмуна» был открыт более 4-х лет назад как база для ансамбля «Тмуна»-театра и других независимых артистов и ансамблей.

Каждый год центр представляет 550 театральных, 80 танцевальных постановок, 50 литературных проектов, 40 концертов современной музыки и 150 выступлений известных израильских артистов, не считая 100 спектаклей самого «Тмуна»-театра. В центре есть четыре уникальных пространства для представлений, в которых проходят более 900 культурных событий в год.

«Одетая нагота» — монодрама, написанная Микки Пелег-Ротштайн, актрисой театра «Габима». Она обратилась к литературному творчеству в то время, когда отошла от театральных дел, став мамой. Пьеса стала лучшей монодрамой 2007 года. Поставил ее режиссер Норман Исса, а Микки точно, тонко и мощно сыграла в ней ошеломляющую историю молодой девушки, выстраивающей отношения с отчимом за спиной своей глухой матери.

Фантастически смешное шоу «Хаотичный Одиссей» посвящено приключениям Одиссея, царя Итаки. Части мифологических приключений Одиссея вплетаются в историю эксцентричной итальянской семьи. Романтик-муж, его любящая, но доминирующая жена, постоянно нуждающийся в помощи старик-отец и их новорожденный шумный малыш упакованы, как сардины в банке, в маленьком доме. Муж уходит от рутины быта в выдуманные приключения, вдохновленный Одиссеем.

Три актера-клоуна играют бессчетное количество персонажей, вводя их в сумасшедший ритм, играя на музыкальных инструментах, танцуя и исполняя арии. Это изящное, смешное и высокопрофессиональное творение трех клоунов — Федора Макарова, участника легендарной клоунской труппы Славы Полунина «Снежное шоу», Йоланы Циммерман («Скандальные клоуны», «Ла Газетта») и Ноама Рубинштейна — режиссера, актера, композитора, работающего в театре «Клипа». Поставила спектакль Маша Немировски, сделав это с большой выдумкой, при полном минимализме сценографии. Продюсер Алина Фельдман.

Спектакль «Хранитель времени» по-новому исследует события военного времени, когда над миром реально нависла угроза фашизма. Молодой женоподобный немецкий гомосексуалист и консервативный пожилой еврей-часовщик оказываются в одной камере концентрационного лагеря Заксенхаузен. Казалось бы, между ними нет ничего общего. Однако в процессе починки часов для нацистов подозрения, недоверие, безразличие и предрассудки отступают, открывая путь трогательной и искренней дружбе. Постановщик и автор пьесы Рой Хоровиц. Он же играет роль Ганса. Рами Барух — часовщик Беньмин. Капо — Коби Ливн.

Спектакль с успехом идет в Израиле, получил премии на театральных фестивалях в Канаде и Франции, с триумфом гастролировал по Европе.

Историки театра помнят, сколько восторженных слов было написано по поводу спектакля Евгения Вахтангова и Анны Робиной, поставленного ими по пьесе «Дибук». Премьера одноименного спектакля, показанного в маленьком романтичном театре в Яффе, вдохновлена той самой постановкой молодого Вахтангова и рисунками Шагала, немецким экспрессионизмом и... «Маппет-шоу» Хансона. Разнообразные стили, сочетание игры актеров и больших кукол, видимость их манипуляторов создают аллегорию материального мира, контролируемого духом и словом. Взаимодействие между актером и куклой, минипулятором и манипулируемым представляют новое видение «Дибука». Пьеса противопоставляет личность обществу, свободомыслие — традициям, и поднимает многие важные вопросы посредством занимательного кукольного спектакля. Это старая история, которую поставил Шмуель Шохад, — история двух любовников, разлученных отцом невесты.

Еще один спектакль, соединяющий современное кукловодство с театральным мастерством, — «Эшет» — основан на библейской истории из «Книги бытия». Текста — минимум. В спектакле участвуют два танцовщика-кукловода и пять кукол, которые и разыгрывают все сцены спектакля. Режиссер-постановщик Элит Вебер. Актеры Ренана Раз и Ювал Фингерман.

Уникальный проект «Камни» — новое представление о театре улиц. В основе пантомимы — «Памятник восстания в Варшавском гетто» работы Натана Рапопорта. «Камни» рассказывают историю восстания через ожившие скульптуры. Фигуры, высеченные в бронзе, оживают, слыша голоса прошлого. Переплетаясь со звуками настоящего, они ведут сквозь время и глубины сознания. Спектакль повествует о страсти к жизни, героическом мифе победы духа в современном мире. В нем участвуют шестеро мимов, которые, используя уникальный саунд-трек, визуальные метафоры и тонкое мастерство действия, создают новый театральный язык. Спектакль был признан лучшим на театральном фестивале в Хорватии (2008), получил приз зрительских симпатий в Испании (2007). По театральному дайджесту вошел в список 10 лучших спектаклей Германии (2007). Шоу видели в Германии, Португалии, Нидерландах, Бельгии, Хорватии, Испании и Бразилии.

Сюжет книги «Женщина, которая бегала с волками» лег в основу еще одного интересного эксперимента. «Марипоза» — в переводе «бабочка», — это женский спектакль о женщине, в котором участвуют женщины, передавая его смысл уникальным театральным языком без слов. Хореограф Галя Фрадкин и актрисы исследуют мир женщины посредством переплетения разноцветной пряжи, создавая обширную палитру театральных образов. Семь актрис вяжут вязь повествования под прекрасную современную музыку Хилит Розенталь.

Шоу «Матине» — театральное посвящение искусству кинематографии и индустрии Голливуда через движение и пантомиму. Супермен, Кинг-Конг, Розовая пантера, Брюс Ли, Фредди Крюгер и многие другие — все на сцене. Могучие бои, впечатляющие эффекты, взрывы, путешествия, романы и драмы без слов. Шоу наполнено жизнью и смыслом. Спектакль состоит из четырех сегментов, каждый из которых соответствует определенному типу кинофильмов — так нам показана классика кино посредством мифов западной культуры. Представлены эти мифы, клише и персоналии уникальным, новым и юмористическим способом; критика и пародия — бок о бок. Режиссер Цвика Фишзон.

ВАРИАЦИЯ II —МУЗЫКАЛЬНЫЕ АЛЛЮЗИИ

Музыка — наиболее традиционная часть национальной культуры Израиля. Здесь постоянно звучит классика, клейзмерская музыка, характерная для европейского еврейства, современная музыка, шансон и рок. В предложенной нам программе принимали участие известные далеко за пределами страны музыканты-исполнители с самыми разнообразными программами.

Зохар Фреско — один из самых удивительных перкуссионистов сегодня. Его уникальная техника нашла почитателей по всему миру. За последние 10 лет он записал совместно с Ахиноам Нини множество саунд-треков — как в Израиле, так и по всему миру. Он играл с Глен Велес, Устадом Закиром Хусейном, Ахмедом Мессерли, Филиппом Гласом. Россом Дали. Недавно вышел его совместный альбом с Ара Дингджияном «Армянин в Америке». Он участвует в трио «Мостзер Даниельсон Фреско» с пианистом Лешеком Мостзером и басистом Ларсом Даниельсоном. Совместно они записали два альбома — «Время» и «Между нами и светом», — которые стали платиновыми.

Одна из самых «взрослых» израильских рок-групп, «Никмат ха Трактор» («Месть трактора») основана в 1988 году в Тель-Авиве Ави Балали и Офиром Лейбовицем. Золотым стал их альбом «Акустическая кухня». В своей игре группа использует пианино, скрипку, акустическую гитару, ударные, флейту, свистки и колокольчики. Вокал — Ави Балали.

«Хабанот нечама» — женская группа, основанная в 2004 году, все свои песни они пишут сами. В составе ансамбля три вокалистки — Каролина, Дана Адини и Яель Декельбаум. Их дебютный альбом через три недели после выхода стал золотым, а вскоре и платиновым. Исполнительницы называют свой стиль «регги-сол-фолк». Группа участвует в европейских фестивалях, выступала на сценах Радио-сити мюзик-холл и Кодак-театра в США. Каждая из девушек также выступает с сольными концертами, снимается в сериалах. Название «Комфортные девушки» было выбрани ими как символ творческого сотрудничества и взаимного комфорта.

Мира Анвар Авад — палестино-израильская певица. Родилась в Галилее. Ее отец — палестинец Анвар, а мать — болгарка по имени Снежанка. Кроме исполнения песен, она играет в Камерном театре Тель-Авива, снимается в кино и телесериалах. Планируется, что она будет представлять Израиль на конкурсе Евровидение в Москве.

Группа «Eve’s women» («Евина женщина») — началась с идеи создания новой и привлекательной еврейской музыки, стиля, соединяющего Запад и Восток, старое и новое. Репертуар ее состоит и из традиционной музыки, и из оригинальных композиций в уникальном стиле этно-джаза — и добавляет особую женственность в еврейскую музыку. Группа выступает в Израиле и далеко за его пределами, участвует в фестивалях. Провела успешные туры в Китае, Греции, странах Восточной Европы, Великобритании, Дании и Испании. В апреле этого года планируется турне по США и Канаде.

«Oy Division» — эта группа представляет возрождение старой восточно-европейской еврейской музыки в одноименном дебютном альбоме. Они не создают современную клейзмерскую музыку и не пытаются осовременить старую. Просто возрождают практически забытую довоенную еврейскую музыку в ее оригинальном звучании. Аутентичность достигается благодаря детальному следованию канонам начала ХХ века, в которых исполнены первые записи клейзмерской музыки. Группа объясняет выбор жанра стремлением понять свои корни и, в какой-то мере, противопоставить себя современной музыкальной культуре. Они известны в Израиле и за рубежом, а основатель группы Ассаф Талмуди недавно ввел ежемесячный музыкальный марафон в Тель-Авиве. Группа эта — путешествующий музей, рассказывающий о традициях предков, драмах жизни, о горе и радости.

Самир Макхуль, вокалист и музыкант, участвует во всех крупнейших музыкальных фестивалях в Израиле и по всему миру. В 2004 году выпустил первый альбом. Композиции Самира сочетают в себе классическую арабскую, турецкую и византийскую духовную музыку, он сотрудничает со многими знаменитыми исполнителями. В 2009 планируется выпуск нового альбома, записанного с известным перкуссионистом Итамаром Доари.

Композитор, баянист, пианист, контрабасист, аранжировщик и продюсер Борис Малковский родился в Одессе в 1972 г. С 90-х выступает как джазовый пианист и баянист. Записал более 30 альбомов джазовой, фольклорной и современной музыки. Участвовал во многих фестивалях, сопродюсер Московского арт-трио. Летом 2009 планируется их тур по США совместно с Норвежским камерным оркестром.

Дин-Дин Авив — одна из известнейших израильских певиц последнего времени. Ее удачный дебютный альбом «Spdotay» стал золотым и выиграл приз в номинации «лучший молодой артист» в 2006 году. Певица получила известность еще до выхода этого альбома, участвуя в проектах «Гайя» и «Идан Рейчел». Недавно вышел ее второй альбом «Af Lo Mila».

ВАРИАЦИЯ III — ОТКРЫТИЯ БАЛЕТОМАНА

Современный балет Израиля — предмет любви зрителей и гордости страны. Он известен и почитаем поклонниками современного танца во всем мире. Ежегодно в Сюзан Делаль Центре проходит один из крупнейших международных форумов современного балета, в котором принимают участие лучшие мировые и местные коллективы.

У современного танца в Израиле свой ярко индивидуальный путь. Он берет свои корни от чопорной элегантности англичан, появившихся в этих местах в начале ХХ столетия, и от немецкого экспрессионизма. Часто балетные спектакли — это интереснейший микс, заложенный в либретто, подкрепленный поэзией, оригинальной музыкой и непривычной пластикой современной хореографии.

В программе было представлено множество интересных, не похожих друг на друга спектаклей. Остановлюсь на двух полярно противоположных. «Батшева данс компания» показала балет «Мангер» (Торговец) — спектакль, исследующий динамику сословной иерархии, власть, достоинство и те компромиссы, на которые необходимо пойти, чтобы выжить. Сюжет основан на разных источниках — пьесе Жана Гене «Девы» и фильме Роберта Альтмана «Госфорд парк», а также на биографии и работе Бруно Шульца. Хореограф Барак Маршалл. В спектакле участвует вся труппа, которая заражает зал эмоциями невероятной мощи. А подкрепляются они тем, что при очень скупой сценографии оформление сцены мгновенно меняется за счет игры света. И здесь нельзя не отметить абсолютно «сумасшедшее» техническое оформление зала.

Балет «Ов» — это инструмент, посредством которого живой человек может общаться с душами мертвых, — это показали Офер Амрам и Ренана Раз. Постановка — результат сотрудничества известных израильских хореографов, и была создана как выражение их обоюдных интересов в еврейском фольклоре и культуре идиш. Это их третья совместная работа. Спектакль является комбинацией танца, анимации и музыки. Это снова истории Ханаана и Лии, их душ, связанных в вечности и постоянно ищущих друг друга — и в материальном, и в духовном мире. Речь идет о размытости идентичности и форм — мужской и женской, женской и мужской. Спектакль сделан для Иерусалимского фестиваля в 2008.

— В музыке, написанной для «Ова», — говорит руководитель ансамбля клейзмеров и автор музыки Ралли Маргалит, — я попытался балансировать на грани сексуальности и традиций, современности и классики. Я старался этой музыкой передать атмосферу еврейского поселения в Восточной Европе, где, собственно, и происходит действие. Контрабасы и традиционная скрипка — еврейская душа — играющая в нижних октавах, напоминают о том, что это лав-стори. Но речь идет о любви, скорее, демонической, потусторонней.

Современный балет Израиля интересен, полон энергии и философии. Он притягивает и завораживает, как и сама эта маленькая, огромная страна. И я рада, что у киевлян в ближайшее время будет возможность познакомиться с одним из лучших хореографических коллективов Израиля — Кибуц Данс Компании. Балет «Kef-kafim» — балет о свежести восприятия жизни, о радости бытия. Свободный язык танца излучает восторг движения, ритма, будит воображение. Спектакль можно будет посмотреть во Дворце «Украина» 23 апреля. В таких случаях говорят: приятного просмотра.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать