Перейти к основному содержанию

Трансформация медиа: с чего стоит начать?

Европейский Союз и Совет Европы на протяжении 20 месяцев будут пытаться приблизить украинские СМИ к западным стандартам
09 октября, 19:09
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Призрачные для Украины европейские стандарты в рамках медиа-пространства означают «осведомленность граждан Украины о социальных и политических процессах в государстве» (что звучит, кстати, не менее призрачно). Так утверждает информационная справка, посвященная презентации проекта «Содействие европейским стандартам в украинской медийной среде». Европейские эксперты определили, в чем отечественные медиа не дотягивают до западных стандартов, и разработали программу, которая это отставание призвана сократить.

Авторы проекта, финансирование которого обеспечивают совместно Европейский Cоюз и Совет Европы, предлагают трансформировать украинские медиа, учитывая три основных компонента: медиа-законодательство, журналистская этика и коммуникация между СМИ, общественными организациями и органами власти на местах.

Теперь о каждом из этих компонентов подробней.

Над проблемой медиа-законодательства в Украине работают давно. Уже не первый год говорится о создании так называемого Информационного кодекса, который, в частности, определил бы место в системе СМИ для интернета. Проект «Содействие...» обязывается прежде всего провести экспертизу законопроектов, которые регулируют в Украине информационную сферу, в частности, Закона «О телевидении и радиовещании», «Об информации», «О разгосударствлении СМИ», «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания». Эксперты планируют также, что будут внесены изменения в некоторые законы, что обеспечит прозрачность в вопросах собственности на СМИ. Важной является также ратификация «Европейской конвенции о трансграничном телевидении» и разработка стратегии для перехода Украины на цифровое вещание до 2012 года (в процессе которой во внимание будут приниматься не только законодательные и политические предпосылки, но и технические и организационные вопросы).

Законы, которые, по мнению экспертов, нуждаются в совершенствовании, как раз входят в поле основных проблем медиа-пространства Украины. Эти проблемы существуют по умолчанию. И именно их хронический характер и является наибольшей проблемой. Во время обсуждения проекта «Содействие...» о них напомнил председатель Национальной комиссии по утверждению свободы слова Тарас Петрив. Это прозрачность собственности на СМИ, прозрачность зарплаты, разгосударствление СМИ, переход на цифровое вещание, внедрение общественного вещания, разработка Информационного кодекса, а также проблема социальной ответственности медиа, ведь, по словам господина Петрива, «наши информационные рынки не являются дикими».

Второй компонент программы «Содействие...» касается журналистской этики. В рамках программы он сформулирован так: «Содействие внедрению этического кодекса и улучшение стандартов журналистской профессии». Здесь идет речь прежде всего об угрожающих масштабах «джинсы» (или заказных материалов, как деликатно высказываются представители Совета Европы) в украинских СМИ, и о том, что в конечном счете медиа потеряют доверие с боку общественности. Эту малоразрешимую для отечественной журналистики проблему европейские специалисты предлагают ликвидировать, разработав этический кодекс (который бы отвечал европейским стандартам), и, пропагандируя его, в том числе как неотъемлемую часть трудового соглашения. То есть соблюдение утвержденных этических норм станет не правилом хорошего тона, а трудовым долгом журналиста. А для начала программа планирует исследовать реальный масштаб «джинсовой» проблемы и восприятия медиа общественностью (между прочим, по словам председателя Национальной комиссии, согласно последним исследованиям, 53% населения нашей страны не удовлетворены работой СМИ, а значит не до конца им доверяют).

На «джинсу» будут идти ополчившись также саморегуляцией СМИ (в противовес государственной регуляции), потенциальные механизмы которой обсудят в ближайшее время. Саморегуляция — это когда журналист чувствует свою ответственность не только перед работодателем, который платит ему заплату, а, прежде всего, перед общественностью. Приоритеты журналиста должны измениться от угодничества редактору — до обеспечения информационных потребностей общественности.

Журналистская этика — тема скользкая. Такие вещи вряд ли можно регулировать кодексами и законами. Более того, есть сомнения, что наши европейские коллеги способны повлиять на этику украинских журналистов, у нас в стране не создано основы, фундамента. Упомянутая саморегуляция и этика — это лишь надстройка, которая возвышается на значительно более глобальном осознании. И в определенных условиях эти надстройки просто не приживаются.

Наконец третий компонент будет работать на уровне региональной журналистики, его целью станет содействие диалогу между СМИ, местными и областными администрациями (то есть властью) и обществом, ведь, как кстати отметил долгосрочный эксперт Совета Европы господин Ад Ван Лун, часто общественность ничего не знает о деятельности власти, а власть не слышит общественности. В то время, как СМИ, которые должны обеспечивать их обоюдную слышимость, свою функцию не выполняют. Благодаря учебным программам и общей работе над проблемами представителей и власти, и СМИ, и общественности, авторы проекта надеются, что каждая из сторон процесса наконец услышит и поймет мотивацию всех других. Посредством реализации такого механизма на региональном уровне планируют улучшить общественный диалог и на всеукраинском уровне.

На практике упомянутые три компонента должны вылиться в исследование, проведение круглых столов (при участии владельцев СМИ, рекламщиков, редакторов и журналистов), тренинги: нам будут рассказывать как преодолевали переходный период медиа других стран, как на Западе переходили на цифровое вещание. Кроме того, господин Ад Ван Лун пообещал обнародовать все вопиющие случаи с заказными материалами, чем сейчас в Украине занимается, в частности, журналистская инициатива «Не продаемся!»

Безусловно, проект является необходимым и актуальным, признали эксперты, но:

— В результате таблоидизации СМИ возникает вопрос, могут ли журналистские стандарты работать и в случае с коммерческими СМИ, потому что все это часто сводится к формальному соблюдению определенных норм. А это, в свою очередь, приводит к нивелировке социальной значимости новостей, — убеждена шеф-редактор «Телекритики» Наталья Лихачева. — Молодые журналисты ищут только картинку. А пробиться на телевидение с позитивной новостью очень сложно. Особенно это актуально для новостей экономических.

— Когда мы говорим о проблеме «джинсы», то для ее разрешения прежде всего важно внести определенные ценности в массовое сознание. Только тогда аудитория научится различать «джинсу» от новостей, — уверен Олег Хоменок, «Интерньюс Нетворк».

Для Украины это далеко не первая подобная программа. Господин Ад Ван Лун оптимистически оценивает перспективы ее реализации, впрочем, замечая: «если будет политическая воля»... И дело здесь не только в этом. Роль международных организаций в пределах таких программ — консультативная. Они знают, как должно быть, и знают, как прийти к стандартам, но, соглашаясь со словами Олега Хоменко, сначала мы должны определиться со своими ценностями. Мы сосредоточиваемся на косметических процедурах, в то время как нам нужен капремонт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать