«Стальные» нервы сдают
Наладить проблемы в металлургической отрасли может только стабилизация конъюнктуры на рынке
У металлургов производственное обострение. В связи с резким снижением мировых цен на сталь некоторые отечественные меткомбинаты приостановили работу, а представители других заявили о скоплении на их складах месячных объемов продукции. Они призывают правительство вмешаться в ситуацию, иначе их убытки в скором времени почувствует и бюджет.
«Если будет обвал наших предприятий, то мало не покажется всей Украине. Потому что 47% наполняемости государственного бюджета — именно за счет металлургии, я уж не говорю о местных бюджетах. 23% ВВП — это горно-металлургический комплекс», — сетует председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Владимир Казаченко.
Проблемы возникли у металлургов после изменения конъюнктуры на мировых рынках стали. Основная причина падения цен кроется далеко не в сезонности потребления металлопродукции. Этому способствовал целый ряд факторов, главный из которых — стагнация мировой экономики как следствие глобального финансового кризиса. Падение спроса в США и ЕС, вызванное ухудшением макроэкономической ситуации, оказывает понижающее давление на цены. Кроме того, растущие объемы экспорта стали из Китая еще более усиливают эффект снижения.
Как сообщили «Дню» в пресс-службе группы «Метинвест», сейчас на мировом рынке черных металлов никаких позитивных изменений. Цены на стальную продукцию продолжают падать. Сегодня этим процессом затронуты и США, и Западная Европа. В подтверждение таких слов вчера появилась информация, что крупнейшие сталеплавильные компании Китая Baosteel Group Corp. и Jiangsu Shagang Group Co. рассматривают возможность снижения объемов производства. По данным газеты Beijing Times, в докладе Китайской ассоциации чугуна и стали (China Iron&Steel Association, CISA) говорится, что заказы потребителей обеих компаний резко сократились. А замедление темпов роста мировой экономики подрывает экспорт, что привело к накоплению запасов черных металлов на китайских складах. Такую информацию опроверг глава отдела рыночной информации ассоциации Чэнь Сяньвэнь, заявив, что ему не известно о подобном докладе. Рано или поздно ситуация разрешится. Но сейчас факт кризисных явлений как в мировой, так и в украинской металлургии налицо. Что же является их причинами?
«Существуют экономические циклы: пики и падения в каждой отрасли. Очевидно, что сейчас металлурги находятся на стадии падения возле самого «дна», а возможно, уже и достигли «дна», — поясняет «Дню» аналитик «Конкорд Капитал» Андрей Герус.
По словам инвестиционного аналитика КУА Tiger Asset Management Антона Павловского, из 17-ти остановленных доменных печей четыре находятся на плановом ремонте, остальные же стоят из-за сокращения спроса. «Причина отсутствия заказов — финансовый кризис, приведший к замедлению мировой экономики, которое спровоцировало серьезное падение спроса на металлопродукцию, в частности, со стороны строителей и автопроизводителей, — почти вторит коллеге Павловский. — В условиях демпинга со стороны производителей из других стран украинские металлурги из-за более высокой себестоимости продукции иногда вынуждены распродавать скопившиеся на складах запасы даже ниже себестоимости».
Металлурги утверждают, что теряют конкурентоспособность по сравнению с китайскими и российскими производителями. Энергоемкое производство делает себестоимость металла, по сравнению с этими странами, высокой. «Так, стоимость производства заготовки (billet) в Украине на 40—50% превышает этот показатель в России и Турции и на 10—15% — в Китае», — говорит Павловский.
Да, металлурги теряют, но не везде. «На наших рынках в Юго-Восточной Азии, странах Персидского залива, Северной Африке наша металлопродукция дешевле китайской на $200. На «наших» рынках мы не проиграем по цене конкурентам вообще», — противоречит Герус. А что касается тезисов по поводу энергоэффективности, то она составляет всего 8% от себестоимости продукции. «Около 70% — это стоимость металлолома и руды», — добавляет аналитик Dragon Capital Иван Харчук. Кроме того, удешевляет сделанный у нас металл более дешевая рабочая сила, сырье и стоимость газа. Именно за счет этого отечественным игрокам удавалось хорошо зарабатывать и держаться очень неплохо на фоне других иностранных «коллег».
Сколько заработают металлурги и заработают ли вообще в таких условиях? По мнению самих производителей, хорошо, если всем удастся удержаться на плаву. Эксперты более оптимистичны. «В финансовом плане второе полугодие для металлургов будет значительно худшим, чем первое. В первом, они заработали на 40% больше по сравнению с прошлым годом. Теперь же чистая рентабельность их производства на уровне 10—15%, — говорит Харчук и добавляет, — расстраиваться не стоит, так как ситуация там не такая критическая. Раньше металлурги получали сверхприбыли, а сейчас они получают прибыль».
Инвестиционный аналитик КУА Tiger Asset Management Антон Павловский добавляет, что в июне этого года были зафиксированы рекордные цены на металлопродукцию, благодаря чему ряд производителей показал неплохой рост доналоговой прибыли по итогам первого полугодия. «Но, с другой стороны, некоторые предприятия вернулись к политике трансфертного ценообразования, учитывая этот фактор, мы считаем, что по итогам года отрасль в целом при росте выручки покажет незначительное снижение доналоговой прибыли», — подытожил он.
По мнению Андрея Геруса, в октябре может наступить переломный момент, а уже в ноябре цены потянутся вверх. Для объяснения этого эксперт приводит два аргумента: «Во-первых, за это время потребители поймут, что нынешние цены на металлопродукцию — это минимум, по которому заводы смогут работать и отпускать ее. Если же потребители ощутят, что это уже «дно», то начнут закупать продукцию, тем самым увеличивая спрос на нее, что приведет к возрастанию цены на металлопродукцию. Во-вторых, глобальные большие металлопроизводители еще в сентябре (например, ArcelorMittal) заявили о своем намерении снижать объемы производства для того, чтобы снизить предложение продукции. А снижение предложения провоцирует возрастание цены на металлопродукцию». Кроме того, благоприятным фактором для наших металлургов есть рост доллара относительно гривни почти на 20% на протяжении последнего месяца. Поскольку свыше 60% своей продукции наши меткомпании экспортируют и большинство контрактов заключают в долларах, то они будут получать существенно высшую выручку в гривневом эквиваленте.
Сами металлурги призывают подключить государство к решению их проблем, мол, иначе пострадает госказна. Такую позицию поддерживает и Павловский. Он считает, что, как минимум, правительству необходимо обеспечить таможенные льготы на ввоз оборудования для модернизации, провести аукцион по разработке месторождений железной руды среди тех производителей, у которых нет таковых в собственности, и снизить тарифы «Укрзалізниці» на перевозку сырья и продукции.
Однако, по мнению других опрошенных «Днем» экспертов, корень зла металлургам нужно искать в «своем огороде». «Если говорить о решении проблем, то только до 20% из них можно решить силами государства. Остальные 80% — касаются восстановления нормальной конъюнктуры рынка стали. Если правительство снизит надбавку на газ, тарифы на железнодорожные перевозки, все равно это не принесет полного желаемого эффекта», — делится своими соображениями с изданием А. Герус.
А вот И. Харчук считает, что правительство вообще никому ничего не должно. Мол, за последние три-четыре года металлурги заработали колоссальные деньги, но при этом модернизацию своих активов провели очень немногие. «А теперь они дружно кричат, мол, нам плохо, мы умираем. Возьмите эти деньги и пустите их на модернизацию. В чем дело?» — восклицает он. По подсчетам эксперта, на обновление тонны производственных мощностей нужно $200. То есть, учитывая, что почти половина металлургических мощностей нуждается в обновлении, в целом следует потратить $3—6 миллиардов. Сделать это можно на протяжении двух-трех лет. А оттягивать с этим делом тоже не получится, ведь российский «Газпром» дал четкий сигнал: на протяжении пары лет украинские потребители (все без исключения) перейдут на европейских уровень цен на газ.
Выпуск газеты №:
№181, (2008)Section
Экономика