Миф о «Еврабии»
Сегодня много внимания уделяется рассказам о том, как многие молодые европейские мусульмане поддаются воздействию терроризма, как ислам ведет к радикализации и как мусульмане вследствие своей веры выбирают жизнь в гетто и тем самым создают рассадники терроризма. В экстремальном виде эта идея отражается в понятии «Еврабия» — в сеющем рознь термине, который используют для описания якобы происходящего в наши дни феномена загрязнения мусульманскими ордами ДНК Европы.
Эти рассказы больше всего усиливают страх перед доморощенным терроризмом, а также побуждают относиться к мусульманам как к иностранным недругам. Этому созвучна идея, что примирение религиозных разногласий таит в себе опасность. Также создается ложная дихотомия, что мусульмане должны выбирать между западной и европейской идентичностью и предположительно отдельной от них исламской идентичностью.
Однако отношения между верой европейских мусульман и идентификацией с европейскими нациями редко соответствуют стереотипу понятия «Еврабии». Широкомасштабное глобальное исследование Института Гэллапа, которое завершилось изданием книги Джона Л. Эспозито и Далии Могахед «Кто говорит за ислам: что действительно думает миллиард мусульман» (Who Speaks for Islam: What a Billion Muslims Really Think), содержит детальный и сложный анализ отношений европейских мусульман. На основании результатов опроса сделан вывод, что религиозная и национальная идентификация — это дополняющие друг друга, а не конкурирующие концепции.
Мусульмане, живущие в Париже, Лондоне и Берлине, более религиозны, чем обычные жители, но они так же, как и другие люди, склонны идентифицировать себя со своей нацией и ее демократическими институтами и так же склонны отрицать насилие.
В преобладающем количестве рассказов мечети и ислам часто ассоциируются с местами, где происходит радикализация, но я утверждаю, что некоторые молодые люди активно отворачиваются от этих мирных институтов. Это может быть связано с тем, что ассоциации мечетей и ислама не могут конкурировать с обещаниями утешения, доступными через интернет, в котором могут освещаться волнующие политические проблемы, подпитывающие несправедливость во всем мире, а также звучать призывы взяться за оружие, которые, в конечном счете, могут оказаться смертоносными.
Интернет — это место, где некоторые молодые мусульмане поддаются соблазнительным рассказам об исламе, придуманным теми, кто стоит за террористическими атаками нашего века. Мы также знаем, что разрушительное действие интернета на небольшое количество молодых людей не ограничивается только мусульманским сообществом, как показали трагические события в Бриджэнде в Великобритании, когда 17 молодых людей, по-видимому, связавшиеся посредством интернета, совершили самоубийство.
Для некоторых молодых мусульман первостепенная субкультура — виртуальная, которая действует на периферии мусульманских сообществ как в Европе, так и в исламском мире. Она рассказывает о мире, осаждаемом несправедливостями, единственным решением которых могут стать только насильственные действия, которые предположительно приведут к победе единого исламского мира. Неудобная правда, что подобные действия могут быть теологически недопустимыми, не принимается в расчет; т.е. цель оправдывает средства, и утверждается, что этому в действительности нет альтернативы.
Такие рассказы привлекательны тем, что они вводят в состояние психоза, который переживают многие молодые мусульмане. Многие могут видеть в непопулярных и несправедливых действиях иностранцев в Ираке примеры тщетности законных политических методов. Другие чувствуют удушье от превалирующих «токсичных» рассуждений о том, что европейские мусульмане являются чужими, враждебными и подозрительными. Принимаются законы, направленные на изоляцию и «преследование» мусульман, а утверждения, укрепляющие исламофобию в наших СМИ, усиливают абсурдную идею о том, что то, что мы в действительности наблюдаем, и есть «война с исламом».
Повсюду в мусульманских сообществах есть необходимость бросить вызов этим рассказам, открыв людям, что ислам отрицает насилие. Мы должны еще раз удвоить наши усилия, чтобы принести реалии нашей веры в общество. Таким образом, нужно отдать должное спокойствию голландских мусульман в их противодействии провокациям политиков правого толка во главе с Геертом Вилдерсом, готовым выпустить фильм, который только воспламенит общественные предрассудки против ислама. Мусульмане в Нидерландах отвечают тем, что открывают свои мечети и обращаются к соседям.
Все общество должно перестать рассматривать подобные проблемы в свете мусульманского вопроса, потому что это проблемы, от решения которых будут зависеть ценности, основополагающие для европейского общества. Попытки разобраться с чувствами несправедливости, осады и отчуждения, которые испытывают молодые мусульмане, не означают победы экстремистов. Скорее, это победа европейских либеральных ценностей, поскольку это демонстрирует, что каждая личность и каждое меньшинство обладают одинаковой ценностью.
Мы не должны рассматривать доморощенный терроризм и присутствие мусульман как новые для Европы явления. Взаимодействие ислама с европейским обществом привело к расцвету знаний, большое количество мусульман населяли Балканы и Восточную и Центральную Европу на протяжении сотен лет. Они помогли восстановить подорванные войной экономики Европы в 1950-х годах, прибывая в качестве иммигрантов и делая Европу своим домом. Почти в каждой сфере жизни мусульмане были неотъемлемой частью Европы.
Все европейцы, в том числе мусульмане, правы, волнуясь из-за проблемы доморощенного терроризма. Наше право на безопасность и жизнь первостепенно, как и необходимость жить без предрассудков и подозрений. Взрывы 7 июля 2005 года в ставшем моим домом Лондоне остро поставили данный вопрос в моей жизни. Жертвами стали люди всех верований и рас, в том числе мусульмане, были они и среди героев, которые помогли Лондону так быстро встать на ноги. Коллективная реакция лондонцев после событий 7 июля была решительной, что должна перенять и Европа: мы не позволим подобным убийствам разделить нас.
Муххамад Абдул БАРИ — генеральный секретарь Совета мусульман Британии.
Выпуск газеты №:
№165, (2008)Section
День Планеты