Первый шаг в сторону мира?

Недавнее приглашение президентом Армении Сержем Саргсяном президента Турции Абдуллы Гюля посетить Ереван, чтобы посмотреть футбольный матч вместе, стало историческим событием. Принимая во внимание натянутые отношения между двумя странами, этот визит в любое время стал бы событием, достойным пристального внимания. Поскольку этот визит происходит спустя всего месяц после тревожной российско-грузинской конфронтации, он может стать реальной надеждой, что напряженность на неустойчивом Кавказе может быть ослаблена.
Конечно, Турцию и Армению разделяют старые и сложные исторические события. Однако сегодня наступил момент для обеих стран отодвинуть прошлое в сторону, чтобы решать свои общие вопросы безопасности. В новой ситуации, которую создала война в Грузии, насущность становления Турции действительным мостом между народами Кавказа выгодна для каждого.
Этот процесс является неизбежным последствием географического положения Турции и ее истории. Расположенная буквально между современностью и традициями, антиклерикализмом и исламом, демократией и тиранией, Турция представляет собой также реальный мост между Востоком и Западом. Для народов Кавказа Турция определяет наш путь в Европу. Она является членом НАТО и граничит с тремя странами, имеющими индивидуальную программу сотрудничества с НАТО. Она стремится присоединиться к Европейскому Союзу и может сделать ЕС граничной страной для трех наших закавказских государств, так же как и мы стремимся в один день туда влиться.
Турция никогда не упускала возможности выступить в роли регионального посредника. Сразу после распада Советского Союза Турция предложила программу Черноморского экономического сотрудничества. В этом году по мере того, как американская инициатива по мирным переговорам на Ближнем Востоке стала заходить в тупик, Турция взяла на себя роль посредника, как в израиле-палестинском конфликте, так и в конфликте между Сирией и Израилем. Сегодня сразу после возникновения российско-грузинского кризиса турецкие лидеры снова выступили с инициативой взять на себя лидирующую роль на Кавказе.
Миру следует сильно надеяться, что турецкое предложение по созданию платформы по стабильности и сотрудничеству на Кавказе является более серьезным и устойчивым, чем предыдущие подобные усилия. Для достижения успеха Турции нужно заручиться поручительством всех игроков региона, чтобы избежать применения силы в решении их вопросов. Если это поручительство будет принято и будет соблюдаться, то конфликты в регионе будут рассматриваться с абсолютно другой, более терпимой стороны, намечая исторический прорыв в сторону установления мира.
Почему бы нам не последовать идее заключения такого пакта и не сделать шаг дальше? Мы в этом регионе можем и, я считаю, должны призвать к Кавказу, свободному от блоков и соперничающих союзов. Ведь альянсы безопасности и гарантии только создают разграничительные линии с сопутствующими угрозами безопасности.
Наши страны и народы на протяжении всей истории жили под общим зонтом значительно дольше, чем мы были разделены. Сегодня мы разделяем общий взгляд на европейскую интеграцию, и в этом более широком контексте необходимо решать наши конфликты. Визиты президента Франции Николя Саркози и канцлера Германии Ангелы Меркель в Грузию и Россию доказали, что Европе нет замены в вопросах, касающихся Кавказа. Только Европа может сыграть роль честного посредника в царящей в регионе атмосфере подозрительности и нетерпимости. Однако в заключение мы сами должны захотеть начать работу в отношении установления мира и сотрудничества в регионе. Кавказ слишком тесен для закрытых границ и взрывных конфликтов. Несмотря на то, что некоторые из этих конфликтов могут показаться исключительно двусторонними, грузинско-российский конфликт показал, что такой вещи больше нет в глобализованном мире, в особенности в этом взаимосвязанном регионе.
Установление действительного мира на Кавказе требует двух ключевых стратегических трансформаций. Одна — это необходимость извлечь урок из истории: стратегические интересы России в этом регионе нельзя игнорировать. Считать и действовать по-другому, значит привести регион к хаосу. Другая заключается в том, что Турция и Армения не могут всегда оставаться противниками. В наших отношениях должна наступить нормализация, чтобы Кавказ объединился в дееспособный регион.
По иронии, и Россия, и США понимают, что это в их интересах. Россия рассматривает нормальные отношения между Турцией и Арменией как способ минимизации стратегической роли Грузии в регионе. США рассматривает открытость Турции как уменьшение реальной и воображаемой привязанности Армении к России.
Кроме эмоционального значения визита президента Гюля в Ереван, действительное улучшение турецко-армянских отношений требует открытия границ между обеими странами — последних закрытых границ в Европе. Или, для начала, необходимо вновь открыть движение по существующей железной дороге между странами. Если этого не произойдет в ближайшие недели или месяцы, тогда Турция продемонстрирует, что все это было только частью шоу.
Визит президента Гюля в самом деле является переломным — либо как провальная попытка сделать историю, либо как начало новой эры.
Вартан ОСКАНЯН — министр иностранных дел Армении начиная с 1998 года и по апрель 2008 года. Основатель расположенного в Ереване Фонда Civilitas.
Выпуск газеты №:
№160, (2008)Section
Мировые дискуссии