Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Секретные «документы»

От куратора Роджера М. Бюргеля
09 июля, 19:06
ФОТО АВТОРА

Недавно в Киев приезжал художник. Он — яркий представитель западного искусства, которого пригласили в нашу столицу Международный арт-фонд «ЭЙДОС» и Гете-Институт в Украине. Роджер M. Бюргель — активный организатор выставок и куратор, в частности, он был арт-директором последней международной экспозиции «Документа 12». Он также является теоретиком искусства и критиком, преподает историю искусства в Художественной академии города Карлсруэ в Германии...

Напомним, «Documenta» — одна из важнейших выставок современного искусства мирового значения. Ее начало положено в 1955 году художником и педагогом Арнольдом Боде в Касселе. После нацистской диктатуры она была призвана объединить немецкую общественную жизнь с международной современностью. Тогда в окружении полуразрушенных домов первый куратор «Documenta» сделал акцент на демонстрации достижений садоводства, что произвело сильное впечатление на людей, изголодавшихся по красоте. Из произведений изобразительного искусства доминировали представители «дегенеративного искусства», гонимые Гитлером. Таким образом, первая «Documenta» реабилитировала прекрасных художников абстракционизма, экспрессионизма и других. Вообще все вместе произвело незабываемое впечатление, и выставку посетило более 35 тысяч зрителей, что для небольшого немецкого города оказалось невероятным явлением. Поэтому начатая акция имела продолжение, которого никто не предвидел. С тех пор «Documenta» организовывается раз в пять лет и собирает самые интересные явления, произошедшие за этот период в искусстве, которыми интересуются многочисленные посетители со всего мира.

На двухдневном семинаре в Киеве Роджер М. Бюргель поделился своим опытом и сформулировал теоретическую основу взаимодействия современного искусства и сообщества. Его лекции «Сообщество в искусстве» и «Миграция формы» были посвящены двум самым большим проблемам, с которыми сталкивается сегодня мир современного искусства (проблеме создания аудитории и вопросу соответствующей презентации). В рамках визита Роджера М. Бюргеля состоялись встречи с украинскими художниками, кураторами, критиками и представителями СМИ.

Украинских художников больше всего волновало то, что наша страна не имеет значительного представительства на всемирно известном форуме. Однако господин Роджер не уполномочен отвечать за историю, создавшую для нас такие геополитические условия...

Главный куратор «Documenta» — один человек, которого избирает компетентный совет. Он наделяется немалыми полномочиями, и никто не имеет права вмешиваться. «Я мог бы, например, заполнить все залы подставками для пива», — пошутил Роджер М. Бюргель. Естественно, он бы этого не сделал, ведь на нем лежит большая ответственность. Так, бюджет прошлого арт-форума достигал 19 миллионов долларов, половина из которого имела государственную поддержку. Площадь, на которой разворачивалась экспозиция, в общей сложности более 30 тысяч квадратных километров, охватывала несколько известных музеев и парковую территорию, где специально построили легкие павильоны.

Важным для понимания огромного успеха «Documenta» является то, что стратегия куратора строилась не на его творческой эрудиции, а на правильной организации работы с людьми. Рассказывая об этапах создания экспозиции, Р.М. Брюгель сказал, что он и его помощники начинали со... зрителей. Что касается помощников, то их к концу подготовки к открытию выставки у господина Роджера уже было более полутора тысяч. Сначала проводились опросы у «инициативной группы» местного населения по поводу их предпочтений и приоритетов. Впоследствии художникам передавали некоторые предложения, таким образом произведения приобретали больше актуальности, зрительского внимания.

Интересно, как куратор сумел дать виход способностям молодежи. Ведь всем известно, что у тинейджеров особое отношение к взрослому миру. Эта категория дерзкая, считает себя умнее всех... Группу молодежи попросили сопровождать экскурсии и разъяснять авангардное искусство тем, кому оно непонятно. Позаботились и о комфорте всех зрителей во время осмотра, разумеется, среди необходимого — еда и напитки, а в залах устроили «островки» со стульями, поставленными кругом, чтобы удобно было обсуждать увиденное. В других местах можно было думать даже лежа и подремать на подушках. Господин Роджер считает, что во время сна лучше проходит эмоциональная «переработка» произведений искусства...

В общении с авторами экспозиции куратор также должен приспосабливаться к их разнородности, начиная с «нелюдимых» чудаков, оппозиционно настроенных художников, которые даже свои произведения презирали, до надоедливых, как мухи, подхалимов. Куратор имеет достаточно развитую сеть сбора информации по вопросам мирового искусства из арт-изданий и интернета, после изучения которых он приглашает авторов к участию в своем мероприятии.

Взгляды Роджера М. Бюргеля на искусство отличаются своеобразием. Он постоянно в поисках новых комбинаций самых разнообразных произведений, его не останавливает ни время, ни пространство. На слайдах он продемонстрировал, как в одном зале объединил старинный восточный свадебный наряд невесты, документальное фото из Африки и произведения современного немецкого графика. Ассоциативность, собирающая все отобранные куратором произведения воедино, поражает глубинным анализом истории, человеческих отношений, эмоциональностью и рациональностью одновременно...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать